Будущего нет
"Гадкие
лебеди" про звезды через запотевшее окно
Пару раз уже начинал писать
рецензию на «Гадких лебедей», но руки сами замирали над клавиатурой.
Этот момент надо преодолеть и разорвать надвое своё сложное
впечатление от фильма. Пожалуй, так: в фильме потрясающая атмосфера
и абсолютно несостоятельное, «нулевое» содержание. Поэтому пусть
отзыв будет состоять всего лишь из двух пунктов.
1. Уже начальные титры погружают
в ожидание апокалипсиса. Отсвет infra-red в купе вагона, тревожная
суета пожарных за окном настраивают на потерю всего: мира, смысла и
жизни. Продолжают эту тему дождь и город.
Город! Его нужно видеть.
Разрушенные, полузатопленные дома смотрят пустыми зрачками оконных
проёмов, скалятся пустыми подворотнями… Город и мир «Гадких лебедей»
очень хорош.
2. Говорят, Лопушанский работал
со Стругацкими над каким-то фильмом до «Гадких лебедей». Так или
иначе – это не помогло ему правильно экранизировать роман.
Авторское виденье имеет право на
жизнь, но если смысл фильма идёт вразрез со смыслом вдохновившего
его произведения, то это – незачОт по всем статьям.
Лопушанский исказил замысел
Стругацких, на основе «Гадких лебедей» он вылепил какую-то тухлую
поделку о неприятии людьми любой инаковости.
Стругацкие писали не о том. У
них загадочные «мокрецы» (читай – Странники) растят внутри
человеческой цивилизации раковую опухоль – не признающих её детей:
разумных, совершенных, превосходных. Эти мокрецы совсем не жертвы
косности военных, они – искусные манипуляторы, ловко использующие
стремление людского государства заполучить чудо-оружие или
какую-нибудь сверх-технологию…
У Лопушанского мокрецов остаётся
только пожалеть: неудачники, погруженные в своё «разумное» виденье,
тщетно вынашивающие какие-то глобальные планы, но все как один
мгновенно уничтоженные настороженными и напряженными вояками. «Если
бы у нас было больше времени, нас бы поняли…» - последнее оправдание
жалкого гуманиста-неудачника.
Дети у Стругацких –
действительно жутковаты и потусторонни. «У меня такое ощущение,
словно мне в лицо расхохоталась кошка» - эта фраза превосходна в
романе и полностью беспомощна в фильме. У Лопушанского дети
неубедительны. Может быть, было трудно подобрать хороших
ребят-актёров, а может быть, постановка сцен попросту не удалась.
Наконец, финал. Бегство людей из
занятого будущим города у Стругацких дано убедительно и сильно, хотя
и не до конца понятно. Гибель мокрецов и содержание в пансионате
детей у Лопушанского показано скучно и слабо: будто он не дочитал до
конца роман и выдумал концовку самостоятельно.
«Мы все перепробовали, но они
все равно чахнут!» – жалкие восклицания врачей в фильме. А книжки им
дать не пробовали? Ведь сказано было многократно: и мокрецы, и
воспитываемые ими дети тихо умирают без книжек, без постоянного
притока информации. Так в чем была проблема? Захотелось в конце
выдавить слезу над судьбой умненьких детишек?
Книга Стругацких была совершенно
о другом. И та реплика из романа о линейной жестокости разума,
вложенная в фильме почему-то в уста основного отрицательного
персонажа, - на самом деле единственное и главное, о чем стоило бы
подумать и рассказать. Разум ничего не стоит без гуманности – и эту
мысль Стругацкие подали отчетливо и ясно. Милосердие – единственная
стоящая приправа к всемогуществу, по меткому выражению Макса Фрая.
При этом стихи Пастернака и
звёзды сквозь запотевшее окно в фильме чрезвычайно хороши.
|