Шутка гения
"Самый
главный босс" про издевательство над людьми
Офисная комедия от Ларса фон
Триера – это звучит почти так же, как «Мелодрама от Квентина
Тарантино» или «Памела Андерсон в роли инвалида». Гений европейского
кино, снявший «Догвилль», перед грозой своего грядущего «Антихриста»
решил повеселить интеллектуалов разговорно-иронической постановкой.
«Самый главный босс» идёт на
датском, с подслеповатыми жёлтыми субтитрами – но при этом публика
на нём смеется так, как не на всякой классической комедии.
Сюжет простой, но весьма
оригинально закрученный: пронырливый бизнесмен нанимает неудачливого
актёра, чтобы тот сыграл вымышленного директора для сделки по
продаже IT-фирмы (покупатель пожелал иметь дело исключительно с
директором). Первый раз переговоры срываются – и актёру приходиться
сыграть директора ещё и для сотрудников фирмы, которых, как
оказывается, бизнесмен ловко обирал, всякий раз прикрываясь приказом
«самого главного босса».
В этом почти линейном сюжете
(трепещите, голливудские бумагомараки!) Триер находит столько
метафор и аллюзий, сколько жанру «офисной комедии» в принципе не
надо.
Тут и стремление всякого
объединения людей искать причины неудач «выше» - от начальника до
бога, в противовес тому, что начальники и боги любят сваливать вину,
наоборот, в самый низ.
Взаимоотношения «директора» и
нанявшего его бизнесмена – аллюзия на отношения режиссёра и актёров
на съемочной площадке: может ли режиссёр быть уверен, что это он
делает свой фильм?
И самая главная, на мой взгляд,
тема – сила (и одновременно слабость) искусства: оно побуждает людей
к проявлению своих лучших качеств, но одновременно жаждет внимания –
и в этой жажде раскрывает самые худшие стороны человеческой натуры.
Уже после титров я узнал, что
фильм снят по новоизобретённой Триером технологии Automavision –
когда нужный ракурс выбирает не оператор, а компьютер из восьми
вариантов при заранее определенном положении камеры.
Единственный кадр, снятый, как
говориться, по-человечески (чувствую, со временем в разговоре про
кино это уже будет не ирония, а констатация факта) – слон в
зоопарке, который при «компьютерном» выборе никак не влезал в экран.
В "Боссе" помимо сюжета самое
лучшее - великолепные актёры: от, собственно, "директора", легко
пробивающего на ха-ха "долгим взглядом своих печальных глаз" до
затурканой пугливой сотрудницы, вскрикивающей всякий раз, когда
включается принтер.
При всей своей гениальности
фильм вызывает лёгкое недоумение – как у человека, который ещё не
определился, услышав остроумную шутку: добродушное ли это веселье
или тонко продуманное издевательство над ним? С таким же чувством на
этот раз я покидал кинозал после фильма Триера: словно ещё не решив,
бросаться ли на обидчика с кулаками, или добродушно засмеяться в
унисон со всеми.
|