Умница Бен Кэмпбелл
"Двадцать
одно"
про математиков-аферистов
Красавец-ботаник Бен Кэмпбелл
мечтает поступить в аспирантуру в Гарвард, закончив Массачусетский
политех, но вот проблема: обучение стоит 300 000 долларов, а
стипендию, покрывающую все расходы, выдадут лишь одному из семи
десятков претендентов – самому уникальному.
На талантливого студента
обращает внимание профессор математики Микки Роса, впечатленный его
собранностью и математическими способностями. Роса приглашает Бена
вступить в созданную им команду студентов, каждый уикенд
наведывающуюся в Лас-Вегас, чтобы при помощи системы особых знаков и
подсчета карт обыгрывать казино в блек-джек на внушительные суммы.
Решив таким образом заработать на аспирантуру в Гарварде, парень
соглашается.
Поставленный по мотивам книги
Бена Мезрича «Удар по казино» про реальных студентов, обыгрывавших в
своё время казино на сотни тысяч баксов при помощи нехитрых
матметодов, фильм «Двадцать одно» разыгрывает классический конфликт
из серии «все современные состояния нажиты нечестным путем».
Бен легко втягивается в игру,
становится профессионалом в «обсчете» Казино в блэк-джек, но –
зарывается, забывает про данное обещание заработать на аспирантуру и
отвалить, а также про лучших друзей и открывшего ему Лас-Вегас
профессора.
Если бы меня попросили написать
что-нибудь в духе «Двадцать одна причина посмотреть «Двадцать одно»,
я бы тремя первыми пунктами назвал блестящий сюжет, захватывающий
своей реалистичностью и нарастанием азарта, актёрскую игру Кевина
Спейси и Джима Стерджесса и превосходный саундтрек. Режиссер Роберт
Лукетич, до этого ставивший какие-то примитивные комедии, в
«Двадцать одном» развернулся по полной, показав, как говорится,
алчность и славу покорителей Лас-Вегаса во всей красе. Сам Лас-Вегас
в фильме таков, что хочется немедленно мигрировать, а секс (упс!)
Бена с блондинкой-математиком на фоне океана огней не устраивает
только тем, что мало. Но самое лучшее в фильме – то, как показывают
игру.
Накатывает просто рабочая
сосредоточенность, когда ты вместе с Беном Кэмпбеллом считаешь карты
в блэк-джеке. В фильме Лукетича процесс игры показан так, словно это
ган-ката в «Эквилибриуме»: отточенность математического интеллекта –
как блеск смертоносной катаны; роскошь превосходства над
противниками и умственного превосходства суть одно и то же чувство.
«Двадцать одно» портит слабая,
смазанная концовка. Классический конфликт про то, как молодому
таланту успех кружит голову, и он начинает верить в свое
всемогущество, обещал нестандартную развязку. На деле же все свелось
к мутному финалу, в котором непонятно, «что это было, чья победа,
кто побежден». В шахматах такое называют патом, как это назвать в
картах – не имею понятия. Разве что словом, которого недостает в
названии фильма.
|