Такова эта Африка
"Кровавый
алмаз" про человеческую меркантильность
Когда фильм, которого не ждешь,
оказывается хорошим, это всегда приятно. Тем более, что такое в кино
случается крайне редко. Парад премьер 2007 года, почти не
затрагивавших душу, неожиданно нарушил мощный и проникновенный фильм
Эдварда Цвика «Кровавый алмаз».
Фильм живописует схему
контрабандной добычи и торговли алмазами, благодаря которой почти не
имеющая приисков Либерия в своё время была одним из основных
экспортёров этих камней, в то время как богатая алмазами
Сьерра-Леоне практически ничего не вывозила и не вылезала из
гражданской войны. В эту конгениальную схему оказались впутаны три
совершенно разных человека – оторванный от семьи рыбак Соломон Ванди,
солдат удачи Дэнни Арчер и симпатичная журналистка Мэдди. Их всех
объединяют шкурные, в общем, интересы: Дэнни стремится покинуть
«проклятый континент», Мэгги хочет сделать репортаж, который что-то
изменит, или потрахаться, Соломон ищет свою семью и из всех троих
наиболее несчастен.
«Кровавый алмаз» получился
неожиданно неполиткорректным. То есть с виду-то он наполнен
сочувствием и участием к судьбе «чернокожих братьев», но по сути
показывает положение дел достаточно объективно. Первую половину
фильма идет отчаянная резня черных черными – и западное
вмешательство эту войну даже не подогревает, а просто умело
использует. И главное обвинение неграм в картине озвучивает их же
чернокожий собрат Соломон Ванди: «Говорят, раньше, когда нами правил
белый человек, было лучше… Что-то плохое происходит под нашей черной
кожей».
Неполиткорректность – не совсем
точная характеристика «Алмаза». Лучше, наверное, ссылаться на
совершенную объективность фильма, которая обеспечивается
продуманными и интересными характерами. Все герои ведут себя в
фильме более чем убедительно. Основной мотив – собственное
благополучие. Даже для журналистки, которую во многих рецензиях
почему-то признали шаблонной, главное в «африканском сафари» -
написать хороший репортаж или переспать с Арчером. Нормальные
человеческие желания, между прочим.
Единственный недостаток фильма –
небольшая затянутость действия. Некоторые моменты стоило бы немного
урезать, чтобы сохранить силу воздействия и драйв. С другой стороны,
продолжительность помогает погрузиться в атмосферу.
Местами фильм похож на «Войну»
Балабанова, но это лишь сюжетное сходство: посыл у картины иной.
«Кровавый алмаз» - о том, что корни у всех проблем – экономические.
(«За каждой идеей стоит бутерброд» - как справедливо подмечал в своё
время Уинстон Черчилль.)
Это, пожалуй, единственная
смысловая надстройка к отличному приключенческому экшену, который
щедро дарит зрителю картина. Центральный эпизод фильма – взятие
столицы Сьерра-Леоне мятежными войсками R.U.F. (вроде как
Революционной Армии Африки) – снят масштабно и красочно. Его
обрамляют эпизоды с общим планом города – до и после. Сначала это
благополучный муравейник, занятый ежедневной суетой, потом – дымные
развалины, ещё теплый труп огромного людского поселения.
«Алмаз» следует видеть ради
красот и ужасов Африки, оголтелых детей-солдат и зрелища миллионного
лагеря беженцев, занявшего весь экран. И, разумеется, из-за ДиКапро
и Джимона Хонсу, играющих так, как никогда ещё ни у кого не играли –
затягивающих с головой в атмосферу фильма и действительно
заставляющих сопереживать.
|