Философия молотком
Корейский шедевр "Олдбой"
про случайность всякого рока
«Любого человека можно без
объяснения причин посадить в тюрьму на пятнадцать лет, и где-то в
глубине души он будет знать, за что» - эта нехитрая мудрость
превратилась в судьбу главного героя картины «Олдбой»: серого, с
виду, обывателя с настораживающими чёртиками в глазах по имени О Дэ
Су. Подвыпивший, он торопился на день рожденья к любимой дочке, а
попал в запертую комнату с выцветшими обоями, в которой ему пришлось
провести пресловутые пятнадцать лет.
«Олдбой» - громкий шедевр
корейских кинематографистов, вызвавший бурю восторгов и получивший
респект от самого Тарантино, оглушает своей концепцией, как удар
киянкой по больной голове. Это такое «Семь» в восточном исполнении –
только О Де Су, переживший пятнадцать лет заключения и сто лет
одиночества, здесь в равной степени и юный-агрессивный детектив
Миллз, и пожилой-мудрый лейтенант Сомерсет.
Грех – всего один, но
действительно смертный: язык мой – враг мой, о чем «Олдбой» до
финальной обезоруживающей сцены не раз нам напомнит красноречивым
молчанием.
Самая красивая сцена в фильме –
бой закалившего своё тело и дух желанием страшной мести О,
вооруженного молотком, с толпой врагов в узком коридоре. И хотя
очень хочется протянуть красивую метафору к ницшеанскому
«философствованию молотом», «Олдбой» с ницшеанством не соперничает -
он не про то.
Картина, вывернувшая судьбы
красивым узором наподобие финчеровской закольцованной семёрки, -
скорее про случайность всякого рока и про завидное человеческое
легкомыслие, которое, в конечном итоге, - и гибель, и единственное
спасение.
|