Классификация
видов
Вариант
разделения фильмов на категории для удобства и порядка в голове
оценивающего
Рецензирование фильмов
неизбежно предполагает их оценку. Разные рецензенты на всём протяжении
истории кинематографа применяли целую кучу различных оценок - от
банальнейших баллов до золота и серебра и субъективных впечатлений
о целесообразности просмотра.
Но никуда не деться
от чувства, что не(полит)корректно валить все фильмы в одну корзину
- и оценивать их по одним критериям. Неизбежна потребность в классификации
- своеобразном разделении "весовых категорий" сравниваемых картин.
Это объективно необходимо для субъективной оценки… или субъективно
необходимо для объективного взвешивания.
Осознав необходимость
классификации, я сперва пытался разделить фильмы по жанрам, чтобы
не смешивать принципиально разные ценности. Но во-первых, жанров
и их гибридов на сегодняшний день уже столько, что шестирукий боббур
на пальцах не пересчитает, - а во-вторых, в последнее время снято
множество кросс-жанровых картин, к которым относится почти всё поголовье
блокбастеров. Классификация на жанровой основе не лезла ни в какие
ворота - и в итоге получила от ворот - поворот.
К счастью, я вовремя
вспомнил римского императора Марка Аврелия с его бессмертным принципом,
что главное - простота. Так на свет появилась "матрица РВСН":
Фильмы:
Ранги
|
реальные
|
вымышленные
|
серьёзные
|
СР
|
СВ
|
несерьёзные
|
НР
|
НВ
|
В соответствии с этой
матрицей каждый конкретный фильм можно записать в одну из ячеек,
присвоив ему статус СР, СВ, НР или НВ, - и оценить его в соответствии
с этим статусом.
Очень важно чётко определить
критерии.
Серьёзные фильмы
- это те, которые, по замыслу режиссёра, должны восприниматься серьёзно,
как если бы всё так и было - и неважно, происходит ли действие в
реальном мире, как в "Соучастнике", или в вымышленном, как во "Властелине
колец". Причём смысл происходящего - целиком задача интерпретации
и субъективное дело каждого, а вот связь реальностью касается всех.
Никто ведь не любит, когда ему лгут в глаза и держат его за дурака.
А создатели фильма, желающие, чтобы фильм воспринимали всерьёз,
и одновременно допускающие "ляпы к реальности", делают, по сути,
именно это. Поэтому серьёзные фильмы оцениваются по степени корреляции
с реальностью - той, в которой мы живём, или выдуманной (в этом
случае оценивается и продуманность самой реальности).
Несерьёзные фильмы
- те, для которых характерно вольное или пренебрежительное отношение
к реальности. Иначе говоря, применяется её намеренное искажение
с целью выражения определённой идеи.
Реальные фильмы
- включающие предметы и существ, точно или предположительно присутствующих
в этой реальности. Фраза требует пояснения в виде небольшого дисклеймера:
Фильм М. Найта Шьямалана
"Шестое чувство" следует отнести к реальным фильмам, несмотря на
то, что речь в нём идёт о призраках. Дело в том, что призраки там
не вмешиваются в реальность и никак не изменяют её - и кто может
поручиться, что они обязательно существуют где-то ещё, кроме головы
главного героя? То же самое с богом в бессоновской "Жанне д'Арк"
- он там крепости не захватывает и людей не рубит.
Вымышленные фильмы
- это те, в которых действуют существа и предметы, насчёт которых
нет фактов, что они присутствуют в этой реальности и изменяют её.
Таким образом, к серьёзным-реальным
фильмам мы можем отнести: "Трою", "Перл-Харбор", "Своего человека",
"Спасти рядового Райана", "Секреты Лос-Анджелеса", "Молчание ягнят",
"Убить Билла", "Трудности перевода".
К серьёзным-вымышленным:
"Матрицу", "Адвоката дьявола", "Чужого против хищника", "Я, робота",
"Обитель зла".
К несерьёзным-реальным:
"Соседку", "Одного дома", "Нечего терять".
К несерьёзным-вымышленным:
"Догму", "Небесного капитана и мир будущего", "Фредди против Джейсона",
почти все комиксы в силу допущения в них априори существования супергероев
с разными сверхспособностями.
Приведённый список
показывает, что данная классификация, как и все обобщения, в значительной
мере условна - существует множество фильмов, которые окажутся на
стыке между ячейками. В таких случаях отнести фильм к той или иной
категории поможет логика и здравый смысл.
В то же время классификация
является универсальной в деле структурирования просмотренных фильмов
и может стать удобным инструментом оценивающего.
|