Козырные тузы
Город грехов
Соучастник
Фильм киллбилл учит нас, что зло будет наказано.
Но чтобы это произошло, надо сначала впизду умереть. /Р.В./

Любить Билла

Редко когда обмануться в своих ожиданиях бывает настолько приятно...

 

 

Тарантино - головная боль для критиков, потому что в его фильмы влюбляешься, а почему - объяснить никто не может. Вроде бы простенький сюжет - а сердце отзывается, как жалобная флейта в руках у Билла; вроде бы обычные приёмы - а впечатление такое, будто сам сидишь у костра и слушаешь истории про Пей-Мея.

Вторая часть дилогии "Убить Билла" оказалась непохожей на первую, как не похожи друг на друга Япония и Мексика. Урбанистические пейзажи сменились просторами Эль-Пасо, герои стали многословны и неторопливы, а сама история оказалась совершенно не тем, чем прикидывалась в начале.

Настораживающее "kill is love" с японского постера в контексте второго тома встало на место, как последний кусок паззла. И если первая часть была ненавистью и местью, то вторая стала не иначе как эпитафией любви, совсем не метафорически разрывающей сердца.

И опять по фильму можно играть в ассоциации, а кинематографичность снова реанимирована QT - хоть и в несколько другом жанре. И опять всё снято крупно и выразительно, а к действию прибавился ещё и смысл… Эй, кто там вякнул, что Тарантино нечего сказать?!

 

Сдаётся мне, что идеальная рецензия на "Убить Билла: том второй" должна быть компиляцией лучших фраз из других рецензий, обильно сдобренных чёрным юмором; читать её надо под саундтрек к обеим частям фильма, - но вот стиль и главная мысль, проходящая тонкой красной линией через весь текст, должны быть свои.

Так что вколем себе в колено "сыворотку правды" - фирменную, какие готовит Билл, - сплюнем, поморщимся… и начнём.

 

Начнём с кинематографической манеры товарища Q, которая, чёрт возьми, поразительна. Тарантино говорил, что поставить дилогию для него значило узнать, на что он способен к данному моменту своей жизни. Наверное, узнал, и остался доволен, хотя и перфекционист он страшный. А мы благодаря ему смогли узнать смысл многих слов из арсенала кинематографистов.

"Так это меч Хаттори Ханзо?" - спрашивает Элли у Бадда, но мы не слышим её фразы из-за жужжания коктейлесбивателя. Она повторяет свой вопрос - и действие развивается дальше, окатив нас эффектом присутствия с головы до пят. Это называется атмосфера, дети мои, и в киноэнциклопедиях под этим словом должен значиться "Vol.2" в качестве примера.

Кстати, обратите внимание на вагончик, в котором живёт Бадд. Вроде бы обычный вагончик - но сколько разных интерьеров выжимает из него Квентин, сколько классных кадров он получает, снимая его в разных сценах! Этот пример включим в киноэнциклопедии под словами "декорации", "интерьер".

Такими примерами пестрят оба тома, и посмотрев дилогию до конца, многим режиссёрам следовало бы пойти в сортир и сделать себе харакири (в сортире - для того, чтобы процесс протекал без ненужного пафоса). Магистр Q снял универсальное мерило для бездарностей.

 

"Килл Билл II" к тому же - по-настоящему сильное кино. Сильное потому, что не стремиться вам понравится. И потому, что, как и сильные люди, говорит то, что хочет сказать, и так, как хочет это сказать, - а не то, что кому-то приятно услышать. И мнения критиков, что "диалогов много" или что фильм - "лишь комбинация технических приёмов", ему интересны так же, как локтю - попа, по выражению незабвенного Ларри Гомеса (работодатель Бадда).

Кстати, о разговорах. Перевод в стиле "лучше, чем в оригинале" получился неплохим - хотя бы ухо ничто не режет, - но человек, посмотревший все ролики ко второй части, почувствует, как сильно его кинули со смачностью звучания. Да и со смыслом фраз, может быть, тоже.

 

И вот мы добрались до самого главного.

Что там Билл говорил насчёт Супермена и его маскировки под рядового человека? Ах да, Кларк Кент - суперменская критика нашего общества. Он слаб, неуверен в себе и труслив. Но дело-то, в общем, и не в нём. Дело в том, что Билл считает Беатрикс прирождённой убийцей - эдакой супервумен в мире киллеров. И ещё Билл считает, что попытка Беатрикс зажить тихой бюргерской жизнью с продавцом грампластинок окончится полным конфузом и желанием девушки выпустить кому-нибудь кишки катаной Хаттори Ханзо. Ну, или вырвать глаз на худой конец. Это же её суть - быть Чёрной мамбой! Билл же не случайных людей подбирал себе в отряд и зовётся Заклинателем змей не за трогательную флейту! Какие тут могут быть пластинки? Но Билл ошибался.

Забеременев, Беатрикс Киддо действительно пожертвовала разрушительным инстинктом ради инстинкта созидательного. И это проиллюстрировано замечательной сценой про синюю полоску, в которой она не убила китайскую киллершу с обрезом, а отпустила её домой - и сама уехала, не выполнив задание Билла. Беременность изменила её натуру, и стальной стержень характера убийцы обернулся пацифизмом и любовью к дочери.

Секрет магии товарища Q заключается в том, что он рассказывает истории о вечных ценностях - если нырнуть в глубину, а не смотреться в пляшущее отражение. Билл считает Беатрикс "самой умной из своих девочек", и она в итоге оказывается носителем идеи созидания в противовес разрушению. А месть, которую нужно непременно подавать холодной - просто аморальная конфета, подаренная и персонажу, и зрителю: Невеста "over reacted", когда мстила, и её право на месть абсолютно - никаких моральных дилемм тут нет.

 

Второй фильм нужно посмотреть просто для того, чтобы понять, о чём был первый. И чтобы понять, что первый фильм для Тарантино - это как образ Кларка Кента для Супермена. Это и маскировка, и одновременно - критика нашего общества. Мы так привыкли к компьютерным блокбастерам, где мало смысла и почти совсем нет Личностей! Надо лишь, чтоб побольше КРОВИЩИ, чтоб - хореография и чтоб смотрелось всё красиво и пристойно. А диалоги уже вязнут на зубах, отполированных орбитами, и вдумчивых фильмов почти никто не снимает - по крайней мере таких, чтобы выходили в широкий прокат.

"Убить Билла том второй" - это и есть истинная "суперменская" суть Тарантино - то, каким он просыпается по утрам. Если в первой части действие происходило в сказочном киношном мире, где нет правил и запретов, где можно в одиночку победить толпу врагов, летая по воздуху и бешено орудуя катаной, и взобраться на второй этаж по воткнутому в стену самурайскому мечу, - то во втором фильме всё не так. Какой, блин, "киношный мир", если для того, чтобы пробить деревяшку, непобедимая Мамба должна месяцами разбивать кулаки в кровь, а достичь желаемого ей вообще удастся спустя годы в чужой могиле? Не малина, а жизнь какая-то. И показывается она так, словно каждый зритель - участник сцены. И когда зал погружается во тьму вместе с заживо погребённой Невестой, ты понимаешь: не её похоронили - тебя.

Вот за что эту сцену называют гениальной - она возвращает зрителю тот, прежний, "реализьм кино". Потому что это не то искусство, где пришёл, увидел и ушёл, пожимая плечами и спрашивая себя: "А что это было-то?". Кино родилось от впечатления, что паровоз едет прямо на тебя, и хочется вылезти из кресла и убраться с его пути куда подальше.

А у Тарантино таких штук полный набор: начиная с "одинокой могилы Паолы Шульц" и заканчивая настоящей чёрной мамбой, впивающейся в лицо не Бадду, а каждому зрителю в зале. Режиссёр играет даже картинкой, меняя её чёткость и формат - чтобы мы почувствовали себя там, за колючей проволокой из титров, а не в безопасном зале с ведром попкорна в руке.

 

История Невесты, дописанная во втором "Билле", великолепна в своей простоте и красоте. Все мотивы понятны, все тайники открыты и больше не возникает вопросов, "как она это", "как она то" и откуда что берётся.

Но Тарантино не был бы собой, если бы снимал простые истории с известными мотивами и последовательностью действий. Он символист и бог деталей, и в фильм про забеременевшую убийцу не мог не включить себя - хотя бы в виде родства сюжету.

Тут как-то крутили красивый клип на музыкальных каналах, в котором рассказывалась история молоденькой актрисы, вдруг ставшей ужасно популярной. Она всё пыталась наладить личную жизнь, но не позволяли съёмки, интервью и папарацци. И когда личная жизнь окончательно рухнула под грузом всего этого, актриса вышла на карниз и… пролилась на мостовую ведром воды. А из рекламного плаката её нового фильма вышла главная героиня и лёгкой походкой ушла вдаль по мостовой.

Так вот четвёртый фильм QT суть о том же. Если маленькая Би-Би - метафора творчества вообще, то мораль в том, что придётся делать выбор: жить ради себя, тратя время на любовь и удовольствия, или жить чтобы творить, отказавшись от любимых развлечений. Третьего не дано.

И "Килл Билл" в целом - про то, что творчество способно изменить человека, как беременность способна изменить женщину-убийцу, заставив её получать удовольствие совсем от других ценностей.

 

- Я убийца. Я подонок. Чего ты ждала, предавая убийцу и подонка?

Билл "Заклинатель змей".

 

Сцена последняя

 

Элль Драйвер, самураистая одноглазая блондинка, говорила, что потеря врага вызывает сожаление, что старики скорее умирают, чем отходят от дел. Что же будет с нашей героиней, ныне лишившейся всех своих врагов?

Небольшая комната, где работает телевизор. Маленькая девочка смотрит мультики и не слышит звуков, доносящихся из-за двери в ванную. Там на кафельном полу лежит Беатрикс Кидда и ревёт, вспоминая прощальные слова Билла - такие добрые и хорошие, какие только и можно сказать на прощанье. Или смеётся, не в силах поверить, что ей всё удалось - и даже вернуть себе дочку, которую она считала умершей. Плачет - и смеётся, глотая слёзы. Плачет?

Нет, всё же смеётся.

Врагов жалеет тот, чей жизненный смысл - победить врагов. Или отомстить, зачеркнув все фамилии в своём "Смертельном списке". Но вот фамилии зачёркнуты - и жизнь пуста.

А тот, чей жизненный смысл - созидание и творение, вряд ли столкнётся с пустотой. Особенно Беатрикс, чья причина для веселья за дверью - увлечённо смотрит мультики.

 

B & B
Hosted by uCoz