Любить Билла
Редко когда обмануться
в своих ожиданиях бывает настолько приятно...
Тарантино - головная
боль для критиков, потому что в его фильмы влюбляешься, а почему
- объяснить никто не может. Вроде бы простенький сюжет - а сердце
отзывается, как жалобная флейта в руках у Билла; вроде бы обычные
приёмы - а впечатление такое, будто сам сидишь у костра и слушаешь
истории про Пей-Мея.
Вторая часть дилогии
"Убить Билла" оказалась непохожей на первую, как не похожи друг
на друга Япония и Мексика. Урбанистические пейзажи сменились просторами
Эль-Пасо, герои стали многословны и неторопливы, а сама история
оказалась совершенно не тем, чем прикидывалась в начале.
Настораживающее "kill
is love" с японского постера в контексте второго тома встало на
место, как последний кусок паззла. И если первая часть была ненавистью
и местью, то вторая стала не иначе как эпитафией любви, совсем не
метафорически разрывающей сердца.
И опять по фильму можно
играть в ассоциации, а кинематографичность снова реанимирована QT
- хоть и в несколько другом жанре. И опять всё снято крупно и выразительно,
а к действию прибавился ещё и смысл… Эй, кто там вякнул, что Тарантино
нечего сказать?!
Сдаётся мне, что идеальная
рецензия на "Убить Билла: том второй" должна быть компиляцией лучших
фраз из других рецензий, обильно сдобренных чёрным юмором; читать
её надо под саундтрек к обеим частям фильма, - но вот стиль и главная
мысль, проходящая тонкой красной линией через весь текст, должны
быть свои.
Так что вколем себе
в колено "сыворотку правды" - фирменную, какие готовит Билл, - сплюнем,
поморщимся… и начнём.
Начнём с кинематографической
манеры товарища Q, которая, чёрт возьми, поразительна. Тарантино
говорил, что поставить дилогию для него значило узнать, на что он
способен к данному моменту своей жизни. Наверное, узнал, и остался
доволен, хотя и перфекционист он страшный. А мы благодаря ему смогли
узнать смысл многих слов из арсенала кинематографистов.
"Так это меч Хаттори
Ханзо?" - спрашивает Элли у Бадда, но мы не слышим её фразы из-за
жужжания коктейлесбивателя. Она повторяет свой вопрос - и действие
развивается дальше, окатив нас эффектом присутствия с головы до
пят. Это называется атмосфера, дети мои, и в киноэнциклопедиях под
этим словом должен значиться "Vol.2" в качестве примера.
Кстати, обратите внимание
на вагончик, в котором живёт Бадд. Вроде бы обычный вагончик - но
сколько разных интерьеров выжимает из него Квентин, сколько классных
кадров он получает, снимая его в разных сценах! Этот пример включим
в киноэнциклопедии под словами "декорации", "интерьер".
Такими примерами пестрят
оба тома, и посмотрев дилогию до конца, многим режиссёрам следовало
бы пойти в сортир и сделать себе харакири (в сортире - для того,
чтобы процесс протекал без ненужного пафоса). Магистр Q снял универсальное
мерило для бездарностей.
"Килл Билл II" к тому
же - по-настоящему сильное кино. Сильное потому, что не стремиться
вам понравится. И потому, что, как и сильные люди, говорит то, что
хочет сказать, и так, как хочет это сказать, - а не то, что кому-то
приятно услышать. И мнения критиков, что "диалогов много" или что
фильм - "лишь комбинация технических приёмов", ему интересны так
же, как локтю - попа, по выражению незабвенного Ларри Гомеса (работодатель
Бадда).
Кстати, о разговорах.
Перевод в стиле "лучше, чем в оригинале" получился неплохим - хотя
бы ухо ничто не режет, - но человек, посмотревший все ролики ко
второй части, почувствует, как сильно его кинули со смачностью звучания.
Да и со смыслом фраз, может быть, тоже.
И вот мы добрались
до самого главного.
Что там Билл говорил
насчёт Супермена и его маскировки под рядового человека? Ах да,
Кларк Кент - суперменская критика нашего общества. Он слаб, неуверен в себе и труслив. Но дело-то, в общем, и не в нём. Дело в том, что Билл
считает Беатрикс прирождённой убийцей - эдакой супервумен в мире
киллеров. И ещё Билл считает, что попытка Беатрикс зажить тихой
бюргерской жизнью с продавцом грампластинок окончится полным конфузом
и желанием девушки выпустить кому-нибудь кишки катаной Хаттори Ханзо.
Ну, или вырвать глаз на худой конец. Это же её суть - быть Чёрной
мамбой! Билл же не случайных людей подбирал себе в отряд и зовётся
Заклинателем змей не за трогательную флейту! Какие тут могут быть
пластинки? Но Билл ошибался.
Забеременев, Беатрикс
Киддо действительно пожертвовала разрушительным инстинктом ради
инстинкта созидательного. И это проиллюстрировано замечательной
сценой про синюю полоску, в которой она не убила китайскую киллершу
с обрезом, а отпустила её домой - и сама уехала, не выполнив задание
Билла. Беременность изменила её натуру, и стальной стержень характера
убийцы обернулся пацифизмом и любовью к дочери.
Секрет магии товарища
Q заключается в том, что он рассказывает истории о вечных ценностях
- если нырнуть в глубину, а не смотреться в пляшущее отражение.
Билл считает Беатрикс "самой умной из своих девочек", и она в итоге
оказывается носителем идеи созидания в противовес разрушению. А
месть, которую нужно непременно подавать холодной - просто аморальная
конфета, подаренная и персонажу, и зрителю: Невеста "over reacted",
когда мстила, и её право на месть абсолютно - никаких моральных
дилемм тут нет.
Второй фильм нужно
посмотреть просто для того, чтобы понять, о чём был первый. И чтобы
понять, что первый фильм для Тарантино - это как образ Кларка Кента
для Супермена. Это и маскировка, и одновременно - критика нашего
общества. Мы так привыкли к компьютерным блокбастерам, где мало
смысла и почти совсем нет Личностей! Надо лишь, чтоб побольше КРОВИЩИ,
чтоб - хореография и чтоб смотрелось всё красиво и пристойно. А
диалоги уже вязнут на зубах, отполированных орбитами, и вдумчивых
фильмов почти никто не снимает - по крайней мере таких, чтобы выходили
в широкий прокат.
"Убить Билла том второй"
- это и есть истинная "суперменская" суть Тарантино - то, каким
он просыпается по утрам. Если в первой части действие происходило
в сказочном киношном мире, где нет правил и запретов, где можно
в одиночку победить толпу врагов, летая по воздуху и бешено орудуя
катаной, и взобраться на второй этаж по воткнутому в стену самурайскому
мечу, - то во втором фильме всё не так. Какой, блин, "киношный мир",
если для того, чтобы пробить деревяшку, непобедимая Мамба должна
месяцами разбивать кулаки в кровь, а достичь желаемого ей вообще
удастся спустя годы в чужой могиле? Не малина, а жизнь какая-то.
И показывается она так, словно каждый зритель - участник сцены.
И когда зал погружается во тьму вместе с заживо погребённой Невестой,
ты понимаешь: не её похоронили - тебя.
Вот за что эту сцену
называют гениальной - она возвращает зрителю тот, прежний, "реализьм
кино". Потому что это не то искусство, где пришёл, увидел и ушёл,
пожимая плечами и спрашивая себя: "А что это было-то?". Кино родилось
от впечатления, что паровоз едет прямо на тебя, и хочется вылезти
из кресла и убраться с его пути куда подальше.
А у Тарантино таких
штук полный набор: начиная с "одинокой могилы Паолы Шульц" и заканчивая
настоящей чёрной мамбой, впивающейся в лицо не Бадду, а каждому
зрителю в зале. Режиссёр играет даже картинкой, меняя её чёткость
и формат - чтобы мы почувствовали себя там, за колючей проволокой
из титров, а не в безопасном зале с ведром попкорна в руке.
История Невесты, дописанная
во втором "Билле", великолепна в своей простоте и красоте. Все мотивы
понятны, все тайники открыты и больше не возникает вопросов, "как
она это", "как она то" и откуда что берётся.
Но Тарантино не был
бы собой, если бы снимал простые истории с известными мотивами и
последовательностью действий. Он символист и бог деталей, и в фильм
про забеременевшую убийцу не мог не включить себя - хотя бы в виде
родства сюжету.
Тут как-то крутили
красивый клип на музыкальных каналах, в котором рассказывалась история
молоденькой актрисы, вдруг ставшей ужасно популярной. Она всё пыталась
наладить личную жизнь, но не позволяли съёмки, интервью и папарацци.
И когда личная жизнь окончательно рухнула под грузом всего этого,
актриса вышла на карниз и… пролилась на мостовую ведром воды. А
из рекламного плаката её нового фильма вышла главная героиня и лёгкой
походкой ушла вдаль по мостовой.
Так вот четвёртый фильм
QT суть о том же. Если маленькая Би-Би - метафора творчества вообще,
то мораль в том, что придётся делать выбор: жить ради себя, тратя
время на любовь и удовольствия, или жить чтобы творить, отказавшись
от любимых развлечений. Третьего не дано.
И "Килл Билл" в целом
- про то, что творчество способно изменить человека, как беременность
способна изменить женщину-убийцу, заставив её получать удовольствие
совсем от других ценностей.
- Я убийца.
Я подонок. Чего ты ждала, предавая убийцу и подонка?
|
Сцена последняя
Элль Драйвер, самураистая
одноглазая блондинка, говорила, что потеря врага вызывает сожаление,
что старики скорее умирают, чем отходят от дел. Что же будет с нашей
героиней, ныне лишившейся всех своих врагов?
Небольшая комната,
где работает телевизор. Маленькая девочка смотрит мультики и не
слышит звуков, доносящихся из-за двери в ванную. Там на кафельном
полу лежит Беатрикс Кидда и ревёт, вспоминая прощальные слова Билла
- такие добрые и хорошие, какие только и можно сказать на прощанье.
Или смеётся, не в силах поверить, что ей всё удалось - и даже вернуть
себе дочку, которую она считала умершей. Плачет - и смеётся, глотая
слёзы. Плачет?
Нет, всё же смеётся.
Врагов жалеет тот,
чей жизненный смысл - победить врагов. Или отомстить, зачеркнув
все фамилии в своём "Смертельном списке". Но вот фамилии зачёркнуты
- и жизнь пуста.
А тот, чей жизненный
смысл - созидание и творение, вряд ли столкнётся с пустотой. Особенно
Беатрикс, чья причина для веселья за дверью - увлечённо смотрит
мультики.
|