Сонм грехов
"Город грехов"
Роберта Родригеса больше психологичен, чем греховен
Начать с того, что комиксы
бывают двух видов: просто красивые картинки и красивые картинки,
рисующие некую схему. Просто красивые картинки я ой как не люблю –
накатывает ярость почище злобы Марва. «Когда искусство облекается в
самую изношенную материю, в нём легче всего узнается искусство» -
запомнилось мне из Ницше. «Город грехов», казавшийся поначалу
блестящей и глупой стилизацией, неожиданно порадовал наличием
глубины и схемы.
Схема вырисовалась, когда к
концу подошла история Дуайта. Это психотипы, подумал я, - чёртовы
психотипы, похожие на те, из соционики! Только здесь их всего три, а
не шестнадцать, и к тому же к ним резиновыми застёжками прикручен
Фрейд.
Фильм разбит на три ключевые
истории, разворачивающиеся в смежных интерьерах. Всё повествование
ведётся от лица трёх мужчин, которые, надо понимать, и есть главные
герои. Они-то и символизируют собой три главных мужских характера,
отличные, как камень, ножницы и бумага.
Марв – мужчина-животное. Такой
всего добивается силой, не тратя время на досужие размышления. Груб,
прямолинеен, но добр и чуть-чуть наивен. Его идеалы просты, как
схемы плотника.
Дуайт – мужчина-сапиенс. Силой
обделён, зато вооружен. Но главным его оружием является не пистолет,
а мозг. Дуайту скучно жить простой жизнью – ему обязательно нужна
какая-нибудь идея, великая миссия, если хотите. Например, защитить
город от взбешенного пьяного придурка, пришедшего приставать к его
девушке и опущенного в унитаз. Дуайт размышляет, строит теории и
беседует с трупом, потому что жить без «идей» он не способен. Если
Марв – войн, как Дуайт в начале фильма справедливо его обозначил, то
сам он – политик и стратег. И единственный герой-победитель, что
характерно: как он сам заметил, очень важно бывает выбрать место
битвы.
Наконец, Хартиген. Это мужчина-коп. Нечто среднее между Марвом и
Дуайтом, но ближе к последнему. Хартиген пробует взвалить на себя
ответственность за всё человечество, и его «великая миссия»
заключается в том, чтобы страдать ради других.
Антураж историй вполне
соответствует описанным типажам. Марв не хочет знать ничего, кроме
простых указок, и на его пути непременно возникает злодей, сравнимый
по силам. Выйти сражаться с ним один на один, победить – и затем
проиграть в борьбе, где у врага огромное превосходство. Девушки
Марва тоже ему соответствуют. Они все самодостаточные особы, которые
весьма традиционны и любят, чтобы мужчина всё-таки был сильнее.
Дуайт мыслит широко и
стратегически. На силу не очень рассчитывает, но где надо, проявляет
упорство, и героизм, и безрассудство. Начавшуюся с быта историю он в
конце концов сводит к шахматной доске, где блещет стратегическим
замыслом и объявляет противнику элегантный мат. Девушки Дуайта в
чём-то его сильнее, а потому стремятся конкурировать и подчинить
его, с чем ему приходится бороться. Дуайту нравится отводить удары –
по-другому не интересно. В отношениях он тот же политик, что и во
всём. Даже историю войны он сумел повернуть себе на пользу,
возвратив Гейл в свои объятья.
Хартиген страдает за миф. Потом
выясняется, что часть его страданий и вовсе оказалась напрасной, но
иначе Хартиген не умеет. А в финале принимает и вовсе
неконструктивное решение, отдавая жизнь совершенно ни за что.
Девушка Хартигена – благодарная причина его страданий, но
чувствуется, что она живёт ещё чем-то, кроме одной этой
благодарности. Она с лёгкостью бросает Хартигена в финале,
предоставив ему свободу действий, и уезжает в ночь.
Интересно, что все три истории
разворачиваются из-за и во имя женщин. Лично я для себя решил, что
это красивая ирония на тему Фрейда о смысле человеческой жизни.
Что касается глубины, то она
явно наблюдается в монологе сенатора Рорка про ложь. Будь про это
сказано немного иначе, смотрелось бы не хуже «Догвилля».
«Ну а картинка?» – спросите вы.
Картинка сочна, смешна и жестока – а чего ещё желать от подобной
стилизации?
|