Остров
Классификация видов
Миссия "Серенити"
- Что значит "ложки нет"?! -
кричал Нео, сидя в китайском ресторане. 

Иллюзии одного Бога

 

 

Прославленного Богослова, доказавшего наличие ошибок в Священном Писании, спросили, почему же он в таком случае проповедует религию, которая основана на этих текстах?

- Ну, как же, - ответил он. - Коль скоро они не безошибочны, тем нужнее мои объяснения, а то можно запутаться.

- Следует ли это понимать так, что сами вы ошибиться не можете?

- Понимать следует так, что я не пневмофаг.

 

Амброз Пирс

 

Эйнштейн писал, что хорошая теория внутренне непротиворечива и хорошо согласуется с фактами. Это всё, что мы можем требовать от теории: чтобы она связно объясняла жизнь. Глупо искать в опыте "подтверждения" теории, но противоречить фактам теория не должна. "Иллюзии" Ричарда Баха на проверку оказываются именно такой теорией.

Считается, что почти 85 % характера человека закладывается в первые пять лет жизни. Эрик Бёрн использовал термин "жизненный сценарий", чтобы объяснить характер и предпочтения конкретного человека. Есть индивидуальные поведенческие модели, по которым мы выстраиваем свои жизни в соответствии с нашим характером. Бёрн считал, что жизненный сценарий человека выражает его любимая детская сказка или любимый персонаж - вот откуда берутся поведенческие модели. В зрелой жизни, можно экстраполировать его вывод, наши предпочтения выражает любимая книга.

 

Вот как я повстречался с "Иллюзиями".

В детстве мне нравился "Маленький принц" Экзюпери - думаю, это и есть моя жизненная "сказка-сценарий". Замкнутость и тяга к перемене мест, привитые событиями детства, позволили мне найти в Маленьком принце и его друге - приземлившемся в Сахаре одиноком лётчике - первых родственных душ из тех, что я встречал. Действие "космического закона" ("подобное притягивает подобное") и постепенное саморазвитие привели меня спустя годы к маленькой книжке в синей обложке, на которой сиял золотисто-белый биплан.

 

Действие книги разворачивается на Среднем Западе. Одинокий пилот, перелетающий с места на место и катающий пассажиров по три доллара за рейс, однажды встречает такого же пилота и приземляется на поле, чтобы просто поговорить с ним. И неожиданно узнаёт, что этот пилот по совместительству - Мессия, призванный спасти мир.

 

Бесконечная толпа людей, людские потоки, текущие к одному человеку, который находится в центре. Затем поток людей превращается в океан, который вот-вот поглотит этого человека, но вместо того, чтобы утонуть, он идет по океану, посвистывая, и исчезает. Водный океан превратился в травяной. Бело-золотой Тревлэйр приземлился на траве, из кабины выбрался пилот с матерчатым транспарантом: ЛЕТИТЕ - 3 долл. - ЛЕТИТЕ.

(…)

Было такое сообщение: Дональд Шимода, тот, которого прозвали "Механик - Мессия", американский авиатор, исчезнувший однажды на глазах у двадцати пяти тысяч свидетелей. Это я помнил, читал на газетном стенде в каком-то городишке в Огайо, но только потому, что это было напечатано на первой странице.

 

Стоп. Начнём пораньше.

 

"Иллюзии" начинаются со своеобразной интерпретации Нового завета.

- Я не могу жить их жизнью, я не могу жить жизнью ни одной другой души, однако десятки тысяч молят меня о жизни. Прости меня, что я позволил всему этому случиться. - такова, по Баху, молитва Мессии в Гефсиманском саду.

- Идя своим путем, как и все другие люди, будешь счастлив Ты на земле. - отвечает ему "Сущее".

 

Почему-то я всё время возвращаюсь к этому отрывку.

 

Поскольку "Иллюзии" были моей любимой книгой, я перечитывал её несколько раз, и не только потому, что мне нравится эта история. В книге было нечто неуловимое, что никак не укладывалось в голове, - тайная идея, двойное дно - и были знаки, указывающие на эту идею, которые я стал замечать после второго-четвёртого прочтения. Обычное смещение акцентов… Бах играл словами: оказалось, что если выделить их в каком-то фрагменте, он начнёт звучать уже несколько иначе.

 

- Разве это можно… я и не думал… У тебя такое предназначение - Мессия, ведь от тебя ожидают, что ты спасешь мир, так? Я и не знал, что Мессия может вот так запросто закручивать гайки, а потом взять и все БРОСИТЬ.

Я сидел верхом на обтекателе Флайта и рассматривал своего странного приятеля.

- Дон, БРОСЬ-КА мне, пожалуйста, ключ 9/16.

Он поискал в ящике и БРОСИЛ мне гаечный ключ. Как и другие инструменты, в то утро ключ, который он мне БРОСИЛ, замедлил свой полет и остановился в воздухе, плавая в невесомости, лениво вращаясь. Однако, как только я коснулся его, он тяжело опустился мне в ладонь, обычный хромо-ванадиевый авиационный гаечный ключ, хотя и не совсем обычный. (…)

- Конечно, ты можешь отказаться. БРОСИТЬ все, что хочешь, если передумал. Ты можешь перестать дышать, если захочешь.

 

Понимал ли Дональд, что он не может убежать?

 

Долгое время мне не давал покоя вопрос: почему "Справочник Мессии" утверждает, что придётся умереть ужасной смертью? "Ведь это и есть настоящая несвобода, - думал я. - невозможность выбрать свой способ уйти". Получалось, что Мессия может изменять жизни других, но своей жизнью не управляет - жалкое зрелище. А потом я сместил акценты…

 

Представьте, что вы играете в игру. Вы сели поиграть, чтобы удовлетворить какую-то свою потребность, и знаете, что нажмёте "exit", когда потребность удовлетворится. Вы покинете игру по собственной воле и знаете об этом заранее.

Роль Мессии для выбравшего её связана с постоянным присутствием в жизнях других людей, которые в него уверовали, и таких людей многие тысячи. Что происходит, когда тысячи людей объединяются, имея потребности, которые можно удовлетворить через одного человека? Обмен происходит: чудеса на веру.

Поскольку Мессия "знает прошлое и будущее всех вещей" и покинет мир по завершении миссии, его уход предрешен заранее. Значит, у людей, допускающих Мессию в свою жизнь, его уход должен быть прописан в "сценариях". А это, в свою очередь, означает, что они все реализуют какие-то свои потребности через его смерть. Получается, что в смерти Мессии прямо или косвенно всегда участвуют тысячи людей - в таких условиях спокойно умереть никому не удастся.

Вот что случается с Мессиями, пришедшими в этот мир - люди используют их уход в своих сценариях, обставляя его как зрелище. Вы когда-нибудь бывали на салютах? Когда толпа собирается, чтобы увидеть зрелище, в этом зрелище должен быть масштаб. В смерти Мессии присутствует масштаб - она ужасна.

Занятно, что уход Мессии часто предсказан в пророчествах. Люди интуитивно чувствуют, кто своевольно покинет игру?

 

Но вернёмся к иллюзиям.

 

- Почему ружьё? Почему это случилось? Я не вижу никакой силы и славы в том, чтобы позволять стрелять себе в сердце из ружья.

- Поскольку я не был Мессией с первой страницы, Ричард, мне не нужно было никому ничего доказывать. А поскольку тебе нужна практика в том, чтобы ты не опьянился внешностью и не печалился из-за нее, - добавил он с силой, - ты мог бы использовать какую-нибудь ОКРОВАВЛЕННУЮ ВНЕШНОСТЬ для своего обучения...

 

Ричард Бах был причиной тому, что Дональда Шимоду застрелили именно из ружья и именно так. Это натолкнуло меня на другую мысль.

Если у Ричарда Баха в жизненном сценарии присутствовала смерть Дональда, то чем принципиально Рич отличается от любого человека из толпы, которая "разорвалась и побежала", когда грохнул выстрел? Все они исполняют свою маленькую роль в жизни Мессии, а Мессия исполняет в их жизнях свою маленькую роль.

Вот вопрос, который я задал себе, признав Баха ответственным за способ смерти Шимоды: а смог бы Ричард действительно стать Мессией и творить "все эти чудеса"?

 

- Трудно отказаться от знания того, что я не умею играть на гитаре.

- Тогда тебе трудно будет играть на гитаре. У тебя на это уйдут годы практики, прежде чем ты позволишь себе делать это правильно, прежде, чем твой высокосознательный ум скажет тебе, что ты страдал достаточно и заработал право играть хорошо.

- Почему же мне не нужно было долго учиться, чтобы научиться летать? А ведь предполагается, что это трудно, но я схватывал все на лету.

- Ты хотел летать?

- Ничего другого я не хотел! Больше всего на свете! Я смотрел вниз на облака и на утренние дымки, поднимающиеся прямо вверх, в тишину, и я мог видеть… О, я понял. Ты хочешь сказать, что я никогда не чувствовал того же в отношении гитары, так ведь? И это пронизывающее меня ощущение говорит мне, Дон, что именно так ты и научился летать. Ты просто однажды забрался в кабину Тревлэйра и повел его. Хотя раньше ты никогда не бывал в самолете.

 

Понимал ли Дональд, что ему никогда не научить Ричарда дышать водой и проходить сквозь стены в его собственном мире? Что шесть миллиардов человек живут в шести миллиардах отдельных миров, и мир Мессии совсем не похож на мир странствующего лётчика?

Рич, возможно, хотел узнать, как действует его мир, хотел встретить кого-то сверхпродвинутого, кто объяснил бы ему, - но он не хотел воспользоваться этим знанием. Иначе родился бы Мессией. Ясно, в чём дилемма?

 

Зданием на самом краю города был склад зерна и кормов, большое здание из оранжевого кирпича. Мне показалось, что он решил идти к самолетам другой дорогой, напрямик, свернув на какую-то тайную тропинку. Кратчайшая дорога шла сквозь кирпичную стену. Неожиданно Дональд повернул направо, к стене и исчез. Я думаю теперь, что если бы сразу же свернул вместе с ним, я бы тоже прошел сквозь нее. Я просто остановился на тротуаре и смотрел на то место, где он только что был. Когда я протянул руку и дотронулся до кирпича, это был твердый кирпич.

- Когда-нибудь, Дональд, - сказал я, - когда-нибудь…

 

Нет. Никогда.

 

Ричард плыл по земле и дышал водой только потому, что рядом был Шимода. Но он не хотел жить в стране чудес один.

Он только понять хотел. Интерпретировать. Придумать.

А Дональд жил там, и полжизни серьёзно верил, что каждый может стать Мессией и творить все эти чудеса. А когда прозрел, автоматически перестал быть Мессией. Ведь как можно быть Спасителем, если ты знаешь, что вообще никого нельзя спасти?

Это была проблема, и блудному Мессии были необходимы её дары.

 

А потом ему выстрелили в сердце на фермерском поле.

 

В ушах у меня шумело. Мир опрокинулся, и я соскользнул с борта разорванного фюзеляжа в мокрую красную траву. Было такое ощущение, что вес Справочника в моем кармане перетянул меня на бок, и, когда я стукнулся о землю, он выскользнул оттуда, и ветер медленно зашуршал его страницами. Неужто это кончается, думал я. Неужто все, что говорил Учитель, - это всего лишь слова, не могущие спасти его от первого же нападения какой-то бешеной собаки на фермерском поле?

Мне пришлось прочесть трижды, прежде чем я смог поверить словам на странице:

ВСЕ В ЭТОЙ КНИГЕ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ОШИБКОЙ.

 

Может. А может и не оказаться. Зависит от интерпретации - истолкования смысла данного явления субъективным разумом.

Интеллект определяется как способность мыслить абстрактными категориями. Иными словами, наш ум оперирует абстракциями, чтобы получить интерпретацию какой-то вещи.

Иллюзорность мира - одна из абстракций; она суть лишь способ восприятия того, что нас окружает.

Помните историю про Учителя, которую Бах рассказывает в начале "Иллюзий"?

 

Учитель верил, что у него есть сила помочь себе и всему человечеству…

(…)

…И всегда он говорил с ними притчами.

 

Это а-ля "библейское" начало - краткое изложение фабулы всей книги.

Описанная в ней история - всего лишь притча, намекающая на то, что писатель хочет сказать. Хорошая книга должна быть абстрагирована в схему, интерпретирована и препарирована - а без этого как она может быть усвоена?

Но всё может оказаться ошибкой. Частная интерпретация (частная ~ честная… признавать свою частность - честно?) не есть действительность. Забудешь об этом - и Матрица поимеет тебя.

Возвращаясь к словам Эйнштейна насчёт хорошей теории, можно сказать, что мир есть частный случай наших представлений о нём.

 

Мы живём в мире интерпретаторов.

 

Вот тест, чтобы узнать, закончена ли твоя миссия на Земле: если ты жив - то нет.

 

Почему мы выбираем этот мир, сотканный целиком из иллюзий, если действует космический закон? Стоп.

Что такое вообще "иллюзии" - и кому они, собственно, принадлежат?

А вот это, читатель, правильный вопрос.

 

 

P.S. "Сказано словно настоящим Мессией! Просто, прямо, легко цитировать и непонятно до тех пор, пока только кто-нибудь не потратит времени на то, чтобы внимательно подумать об этом".

Я старался сделать обзор таким, как об этом написал Бах. Получилось, может быть, не настолько просто или прямо, но главная цель достигнута: текст нельзя понять без того, чтобы как следует об этом не подумать.

 

Скачать "Иллюзии" Ричарда Баха

 

Dream
Hosted by uCoz