Иллюзии одного Бога
|
Прославленного
Богослова, доказавшего наличие ошибок в Священном Писании,
спросили, почему же он в таком случае проповедует религию,
которая основана на этих текстах?
-
Ну, как же, - ответил он. - Коль скоро они не безошибочны,
тем нужнее мои объяснения, а то можно запутаться.
-
Следует ли это понимать так, что сами вы ошибиться не можете?
-
Понимать следует так, что я не пневмофаг.
|
Эйнштейн писал, что
хорошая теория внутренне непротиворечива и хорошо согласуется с
фактами. Это всё, что мы можем требовать от теории: чтобы она связно
объясняла жизнь. Глупо искать в опыте "подтверждения" теории, но
противоречить фактам теория не должна. "Иллюзии" Ричарда Баха на
проверку оказываются именно такой теорией.
Считается, что почти
85 % характера человека закладывается в первые пять лет жизни. Эрик
Бёрн использовал термин "жизненный сценарий", чтобы объяснить характер
и предпочтения конкретного человека. Есть индивидуальные поведенческие
модели, по которым мы выстраиваем свои жизни в соответствии с нашим
характером. Бёрн считал, что жизненный сценарий человека выражает
его любимая детская сказка или любимый персонаж - вот откуда берутся
поведенческие модели. В зрелой жизни, можно экстраполировать его
вывод, наши предпочтения выражает любимая книга.
Вот как я повстречался
с "Иллюзиями".
В детстве мне нравился
"Маленький принц" Экзюпери - думаю, это и есть моя жизненная "сказка-сценарий".
Замкнутость и тяга к перемене мест, привитые событиями детства,
позволили мне найти в Маленьком принце и его друге - приземлившемся
в Сахаре одиноком лётчике - первых родственных душ из тех, что я
встречал. Действие "космического закона" ("подобное притягивает
подобное") и постепенное саморазвитие привели меня спустя годы к
маленькой книжке в синей обложке, на которой сиял золотисто-белый
биплан.
Действие книги разворачивается
на Среднем Западе. Одинокий пилот, перелетающий с места на место
и катающий пассажиров по три доллара за рейс, однажды встречает
такого же пилота и приземляется на поле, чтобы просто поговорить
с ним. И неожиданно узнаёт, что этот пилот по совместительству -
Мессия, призванный спасти мир.
Бесконечная толпа
людей, людские потоки, текущие к одному человеку, который находится
в центре. Затем поток людей превращается в океан, который вот-вот
поглотит этого человека, но вместо того, чтобы утонуть, он идет
по океану, посвистывая, и исчезает. Водный океан превратился в травяной.
Бело-золотой Тревлэйр приземлился на траве, из кабины выбрался пилот
с матерчатым транспарантом: ЛЕТИТЕ - 3 долл. - ЛЕТИТЕ.
(…)
Было такое сообщение:
Дональд Шимода, тот, которого прозвали "Механик - Мессия", американский
авиатор, исчезнувший однажды на глазах у двадцати пяти тысяч свидетелей.
Это я помнил, читал на газетном стенде в каком-то городишке в Огайо,
но только потому, что это было напечатано на первой странице.
Стоп. Начнём пораньше.
"Иллюзии" начинаются
со своеобразной интерпретации Нового завета.
- Я не могу жить
их жизнью, я не могу жить жизнью ни одной другой души, однако десятки
тысяч молят меня о жизни. Прости меня, что я позволил всему этому
случиться. - такова, по Баху, молитва Мессии в Гефсиманском
саду.
- Идя своим путем,
как и все другие люди, будешь счастлив Ты на земле. - отвечает
ему "Сущее".
Почему-то я всё время
возвращаюсь к этому отрывку.
Поскольку "Иллюзии"
были моей любимой книгой, я перечитывал её несколько раз, и не только
потому, что мне нравится эта история. В книге было нечто неуловимое,
что никак не укладывалось в голове, - тайная идея, двойное дно -
и были знаки, указывающие на эту идею, которые я стал замечать после
второго-четвёртого прочтения. Обычное смещение акцентов… Бах играл
словами: оказалось, что если выделить их в каком-то фрагменте, он
начнёт звучать уже несколько иначе.
- Разве это можно…
я и не думал… У тебя такое предназначение - Мессия, ведь от тебя
ожидают, что ты спасешь мир, так? Я и не знал, что Мессия может
вот так запросто закручивать гайки, а потом взять и все БРОСИТЬ.
Я сидел верхом на
обтекателе Флайта и рассматривал своего странного приятеля.
- Дон, БРОСЬ-КА
мне, пожалуйста, ключ 9/16.
Он поискал в ящике
и БРОСИЛ мне гаечный ключ. Как и другие инструменты, в то утро ключ,
который он мне БРОСИЛ, замедлил свой полет и остановился в воздухе,
плавая в невесомости, лениво вращаясь. Однако, как только я коснулся
его, он тяжело опустился мне в ладонь, обычный хромо-ванадиевый
авиационный гаечный ключ, хотя и не совсем обычный. (…)
- Конечно, ты можешь
отказаться. БРОСИТЬ все, что хочешь, если передумал. Ты можешь перестать
дышать, если захочешь.
Понимал ли Дональд,
что он не может убежать?
Долгое время мне не
давал покоя вопрос: почему "Справочник Мессии" утверждает, что придётся
умереть ужасной смертью? "Ведь это и есть настоящая несвобода, -
думал я. - невозможность выбрать свой способ уйти". Получалось,
что Мессия может изменять жизни других, но своей жизнью не управляет
- жалкое зрелище. А потом я сместил акценты…
Представьте, что вы
играете в игру. Вы сели поиграть, чтобы удовлетворить какую-то свою
потребность, и знаете, что нажмёте "exit", когда потребность удовлетворится.
Вы покинете игру по собственной воле и знаете об этом заранее.
Роль Мессии для выбравшего
её связана с постоянным присутствием в жизнях других людей, которые
в него уверовали, и таких людей многие тысячи. Что происходит, когда
тысячи людей объединяются, имея потребности, которые можно удовлетворить
через одного человека? Обмен происходит: чудеса на веру.
Поскольку Мессия "знает
прошлое и будущее всех вещей" и покинет мир по завершении миссии,
его уход предрешен заранее. Значит, у людей, допускающих Мессию
в свою жизнь, его уход должен быть прописан в "сценариях". А это,
в свою очередь, означает, что они все реализуют какие-то свои потребности
через его смерть. Получается, что в смерти Мессии прямо или косвенно
всегда участвуют тысячи людей - в таких условиях спокойно умереть
никому не удастся.
Вот что случается с
Мессиями, пришедшими в этот мир - люди используют их уход в своих
сценариях, обставляя его как зрелище. Вы когда-нибудь бывали на
салютах? Когда толпа собирается, чтобы увидеть зрелище, в этом зрелище
должен быть масштаб. В смерти Мессии присутствует масштаб - она
ужасна.
Занятно, что уход Мессии
часто предсказан в пророчествах. Люди интуитивно чувствуют, кто
своевольно покинет игру?
Но вернёмся к иллюзиям.
- Почему ружьё?
Почему это случилось? Я не вижу никакой силы и славы в том, чтобы
позволять стрелять себе в сердце из ружья.
- Поскольку я не
был Мессией с первой страницы, Ричард, мне не нужно было никому
ничего доказывать. А поскольку тебе нужна практика в том, чтобы
ты не опьянился внешностью и не печалился из-за нее, - добавил он
с силой, - ты мог бы использовать какую-нибудь ОКРОВАВЛЕННУЮ ВНЕШНОСТЬ
для своего обучения...
Ричард Бах был причиной
тому, что Дональда Шимоду застрелили именно из ружья и именно так.
Это натолкнуло меня на другую мысль.
Если у Ричарда Баха
в жизненном сценарии присутствовала смерть Дональда, то чем принципиально
Рич отличается от любого человека из толпы, которая "разорвалась
и побежала", когда грохнул выстрел? Все они исполняют свою маленькую
роль в жизни Мессии, а Мессия исполняет в их жизнях свою маленькую
роль.
Вот вопрос, который
я задал себе, признав Баха ответственным за способ смерти Шимоды:
а смог бы Ричард действительно стать Мессией и творить "все эти
чудеса"?
- Трудно отказаться
от знания того, что я не умею играть на гитаре.
- Тогда тебе трудно
будет играть на гитаре. У тебя на это уйдут годы практики, прежде
чем ты позволишь себе делать это правильно, прежде, чем твой высокосознательный
ум скажет тебе, что ты страдал достаточно и заработал право играть
хорошо.
- Почему же мне
не нужно было долго учиться, чтобы научиться летать? А ведь предполагается,
что это трудно, но я схватывал все на лету.
- Ты хотел летать?
- Ничего другого
я не хотел! Больше всего на свете! Я смотрел вниз на облака и на
утренние дымки, поднимающиеся прямо вверх, в тишину, и я мог видеть…
О, я понял. Ты хочешь сказать, что я никогда не чувствовал того
же в отношении гитары, так ведь? И это пронизывающее меня ощущение
говорит мне, Дон, что именно так ты и научился летать. Ты просто
однажды забрался в кабину Тревлэйра и повел его. Хотя раньше ты
никогда не бывал в самолете.
Понимал ли Дональд,
что ему никогда не научить Ричарда дышать водой и проходить сквозь
стены в его собственном мире? Что шесть миллиардов человек
живут в шести миллиардах отдельных миров, и мир Мессии совсем не
похож на мир странствующего лётчика?
Рич, возможно, хотел
узнать, как действует его мир, хотел встретить кого-то сверхпродвинутого,
кто объяснил бы ему, - но он не хотел воспользоваться этим знанием.
Иначе родился бы Мессией. Ясно, в чём дилемма?
Зданием на самом
краю города был склад зерна и кормов, большое здание из оранжевого
кирпича. Мне показалось, что он решил идти к самолетам другой дорогой,
напрямик, свернув на какую-то тайную тропинку. Кратчайшая дорога
шла сквозь кирпичную стену. Неожиданно Дональд повернул направо,
к стене и исчез. Я думаю теперь, что если бы сразу же свернул вместе
с ним, я бы тоже прошел сквозь нее. Я просто остановился на тротуаре
и смотрел на то место, где он только что был. Когда я протянул руку
и дотронулся до кирпича, это был твердый кирпич.
- Когда-нибудь,
Дональд, - сказал я, - когда-нибудь…
Нет. Никогда.
Ричард плыл по земле
и дышал водой только потому, что рядом был Шимода. Но он не хотел
жить в стране чудес один.
Он только понять хотел.
Интерпретировать. Придумать.
А Дональд жил там,
и полжизни серьёзно верил, что каждый может стать Мессией и творить
все эти чудеса. А когда прозрел, автоматически перестал быть Мессией.
Ведь как можно быть Спасителем, если ты знаешь, что вообще никого
нельзя спасти?
Это была проблема,
и блудному Мессии были необходимы её дары.
А потом ему выстрелили
в сердце на фермерском поле.
В ушах у меня шумело.
Мир опрокинулся, и я соскользнул с борта разорванного фюзеляжа в
мокрую красную траву. Было такое ощущение, что вес Справочника в
моем кармане перетянул меня на бок, и, когда я стукнулся о землю,
он выскользнул оттуда, и ветер медленно зашуршал его страницами.
Неужто это кончается, думал я. Неужто все, что говорил Учитель,
- это всего лишь слова, не могущие спасти его от первого же нападения
какой-то бешеной собаки на фермерском поле?
Мне пришлось прочесть
трижды, прежде чем я смог поверить словам на странице:
ВСЕ В ЭТОЙ КНИГЕ
МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ОШИБКОЙ.
Может. А может и не
оказаться. Зависит от интерпретации - истолкования смысла данного
явления субъективным разумом.
Интеллект определяется
как способность мыслить абстрактными категориями. Иными словами,
наш ум оперирует абстракциями, чтобы получить интерпретацию какой-то
вещи.
Иллюзорность мира -
одна из абстракций; она суть лишь способ восприятия того, что нас
окружает.
Помните историю про
Учителя, которую Бах рассказывает в начале "Иллюзий"?
Учитель верил, что
у него есть сила помочь себе и всему человечеству…
(…)
…И всегда он говорил
с ними притчами.
Это а-ля "библейское"
начало - краткое изложение фабулы всей книги.
Описанная в ней история
- всего лишь притча, намекающая на то, что писатель хочет сказать.
Хорошая книга должна быть абстрагирована в схему, интерпретирована
и препарирована - а без этого как она может быть усвоена?
Но всё может оказаться
ошибкой. Частная интерпретация (частная ~ честная… признавать свою
частность - честно?) не есть действительность. Забудешь об этом
- и Матрица поимеет тебя.
Возвращаясь к словам
Эйнштейна насчёт хорошей теории, можно сказать, что мир есть частный
случай наших представлений о нём.
Мы живём в мире интерпретаторов.
Вот тест, чтобы
узнать, закончена ли твоя миссия на Земле: если ты жив - то нет.
Почему мы выбираем
этот мир, сотканный целиком из иллюзий, если действует космический
закон? Стоп.
Что такое вообще "иллюзии"
- и кому они, собственно, принадлежат?
А вот это, читатель,
правильный вопрос.
P.S. "Сказано словно
настоящим Мессией! Просто, прямо, легко цитировать и непонятно до
тех пор, пока только кто-нибудь не потратит времени на то, чтобы
внимательно подумать об этом".
Я старался сделать
обзор таким, как об этом написал Бах. Получилось, может быть, не
настолько просто или прямо, но главная цель достигнута: текст нельзя
понять без того, чтобы как следует об этом не подумать.
Скачать
"Иллюзии" Ричарда Баха
|