Остров существует
"Остров"
Майкла Бэя - внеморальная история
Первая мысль, которая посещает
при знакомстве с подземным убежищем клонов – такое государство
построила бы Церковь. Точнее, концепт его она постоянно строит и
держит, так сказать, в уме на случай глобальной аварии. Такой аналог
Храма – Бункер Меррика Спасителя – где посреди бушующего хаоса
фигурам в белом предлагается мечтать о рае в обличье Острова.
Новый фильм Майкла Бэя поражает
продуманностью сценария и всеобщей идейно-событийной увязанностью.
Оставив позади вопросы морали клонирования, режиссёр строит
настоящий этический ребус из причин и следствий, правых и виноватых,
биологии и психологизма.
Размешав в коктейле стилей
элементы всех кинематографических успехов сайенс-фикшена, Бэй не
делает ставку на пустую дуболомную зрелищность, а творит настоящий
бриллиант в этом новом для себя жанре.
Весь перечень идей так сразу и
не опишешь. Тут тебе и зерно хаоса в строго упорядоченной системе, и
эгоцентризм стремления к выживанию, и вопросы добра и зла в свете
познания, и парадокс отсутствия неправых – весь спектр этических
проблем, не выталкиваемых вперёд, а выстроенных позади, в виде фона.
Но этот фон блекнет, когда
начинается чистый экшн.
Майкл Бэй славится как режиссёр,
смакующий даже самые обычные образы. Спецэффекты же у него
превращаются в настоящее визуальное пиршество – выверенные до метра,
сложнейшие «бадабумы» и «краши» выглядят как натуральный балет без
единой неправильной ноты, без малейшего неверного «па». Всё, на что
положит глаз, этот парень превращает в Кино – божественный талант.
Вторым элементом (а на деле –
пятым) успехов Бэя всегда является фирменный стиль, который можно
описать как «детальную динамику». Многие обращают внимание на
вторичность визуального стиля «Острова» - «Матрицу» там углядели,
«Особое мнение».
А по-моему, это такая изящная
ирония Майкла: кто сказал, что кино про клонов не должно быть клоном
Кино?
Апогеем динамики в «Острове»
становится, конечно же, сцена на шоссе, где огромные поездные колёса
устраивают отменный кегельбан, круша машины в лепёшки. Но смысл не
даёт полностью развернуться действию, возвращая нас в русло тонкого
сюжетного психологизма.
Внимательно присмотревшись,
увлечённый зритель обнаруживает в клонах возможность взглянуть на
себя со стороны и заново проследить все шаги развития, которые
привели нас к этому моменту и ведут дальше, в будущее. Причинность –
одна из сильных сторон фильма, и несмотря на внешнюю простоту
мотивов, они присутствуют в каждом действии и сюжетном повороте, а
это дорогого стоит! Мотылёк в пробирке и ведущие в неизвестность
трубки, увиденный поцелуй и опыт виртуального кикбоксинга – все они
складываются в единый калейдоскоп основательности, который всегда
лежит в основе хорошего сценария. Детали, как известно, - любимое
место Бога для пряток.
К слову сказать, досконально
продуманы в фильме не только мотивы персонажей, но и будущее – каким
оно предстанет лет через пятьдесят. Мир не идеализирован ни на
грамм: сверкающие постройки и чудеса техники соседствуют на экране с
полуразвалившимися хибарами и старыми военными базами. Будущее
кажется живым и действующим: изношенная цивилизация обновляется на
заднем плане событий, и даже в ключевой сцене на шоссе задействованы
ржавые поездные колёса – может быть, следствие реновации метро.
Говорят, «Островом» Майкл Бэй
хотел преодолеть свои пределы. Сомневаюсь – у него этих пределов,
по-моему, нет вообще. Но как бы там ни было, способность снимать не
только экшен, но и мощный психологизм этим фильмом он подтвердил
железно. Сцена встречи Линкольна-дизайнера и его «страховочного
изделия» в «Острове» смотрится эффектнее любого экшена.
Катарсис наступает, когда
Линькольн-клон подставляет под пулю настоящего Линкольна: кого
винить, что был убит человек, фактически виновный лишь в желании
выжить?
Остальное в истории – по сути, послесловие. И провал фильма связан,
как я считаю, совсем не с раскрытием в трейлере «ключевого сюжетного
поворота» и не с «заумностью» фильма, который тупые американцы не
смогли понять. Бэй нарушил неписанный закон кино, к чему почти
вплотную подошёл и в «Перл-Харборе», - «Драйв должен нарастать!».
Если драйв спадает задолго до финала, зрителей фильм не оглушает, -
а это чревато равнодушием. Отсюда и общая оценка, присвоенная
«Острову» попкорноедами – «Забыл на следующий день».
Вторым недостатком фильма стала
излишняя киношность, присущая Бэю безусловно. Желая добиться большей
изобразительности, он потерял связь с продуманностью-достоверностью,
которая была солнечной стороной «Острова». В итоге «умную» серию
клонов уничтожают неумно, показательно взрезая резервуары, в которых
их выращивают. Труп Линкольна-дизайнера опознают по браслету, хотя
должны были – по церрозу печени. Даже сдержанный злодей доктор
Меррик вдруг срывается с катушек, как большой вентилятор, и
бросается душить Эхо-Линкольна в лучших традициях пошлых боевиков.
Зато потом они оба чудненько
поболтаются на верёвочках, – куклы, брошенные кукловодом, – выбросив
в зал новый ворох идей такой изобразительностью. Что доктор –
никакой не злодей, а блестящий учёный, сожранный сознанием своего
превосходства. Что у клона Линкольна, может, и вправду нет души –
ведь сыграла в нём таки генетическая память, то пресловутое
renovatio! А значит, всё лучшее могло перейти к нему от улыбчивого
шотландца-дизайнера – а сам он лишь копия, любопытный пацан, да к
тому же ещё и убийца.
Фильм Бэя хотя и болен
шаблонностью, но прелестен тем, что всё в нём делается спонтанно и
без натуги, с которой напыщенные идеи выдают некоторые маститые
режиссёры. Захотел – и вот тебе веер тем для раздумий, а в следующий
миг ты уже мчишься на «Осе» над безбрежным мегаполисом, едва избегая
столкновения с чёрным вертолётом! А в следующий миг улыбчивый
шотландец покупает за пять миллионов долларов собственную смерть.
|