Долгие
"Часы"
Классическое голливудское
искусство в собственном соку
Кто-то написал, что
весёлые люди делают в жизни больше глупостей, нежели грустные, но
грустные делают большие глупости. Такие, что на всю жизнь.
Фильм "Часы" - именно
что про грустных людей, которые на протяжении всей картины пытаются
разобраться со своими жизнями (видимо, всех сразу захлестнуло, такое
бывает). А ещё это фильм про писательницу, которая вроде бы сочинила
историю - ан нет: история взбрыкнула и стала сама себя сочинять,
используя писательницу как автоперо.
Вот эту писательницу,
Вирджинию Вульф, играет Николь Кидман с огромным грустным носом,
наклеенным гримёрами на её родной, весёлый - для того, видимо, чтобы
жизнь мёдом не казалась. Она курит, ничего не ест и постоянно обложена
всякими листочками - недописанная история крепко засела у неё в
голове.
Говорят, настоящего
писателя выбирают его герои, и ему приходится сюжет не выдумывать,
а открывать, размышляя над мотивами поступков своих персонажей.
Вирджиния описала своих героев так убедительно, что если бы они
существовали в реальности, то жили бы именно так, как в книге. В
чём мы и убеждаемся, наблюдая развитие истории Лоры Браун и Клариссы
Воган, героинь Вирджинии.
Но поскольку сама Вирджиния
- из породы грустных людей, герои её книг тоже грустные, поэтому
и фильм получился грустный и слезливый, и всё в нём серьёзно донельзя.
Леонард, между нами
- долгие часы.
Фильмы, подобные "Часам",
всегда до костного мозга убедительны и стерильны, поскольку не ставят
задачу заинтересовать зрителя, а делаются именно что на "Оскар".
Это видно из каждого кадра - что не от души, не продумана, не прочувствована
история. Стивен Долдри заведомо ваял "киноклассику", которую, как
и в литературе, читать скучно, но все почему-то хвалят. Получилось
очень достоверно, но от просмотра забирает тоска.
Актёров такие проекты
притягивают возможностью раскрыть себя: отыграть по-честному, классически,
потому что держатся такие ленты именно на игре - без калорий фальши.
Разве бы "Часы" состоялись, если б Джуллианна Мур не сыграла усталость
от быта, а Эд Харрис сфальшивил бы с характером своего умирающего
поэта? Узелки сюжета здесь поданы без объяснения причин, и держатся
на одних актёрах.
Такое построение картины
призывает над фильмом не думать, а сочувствовать, но для этого героев
необходимо понять. Удаётся это не всем, конечно, потому что фильм,
в целом, про писательницу - а кто может понять писательницу, кроме
собратьев по перу? Вот и получается, что впечатления от "Часов"
у рядового зрителя напоминают школьное сочинение: вроде бы понравилось,
а почему - объяснить никак.
Многим кажется странной
политика Академии, выписывающей "Оскары" за подобные фильмы, когда
в принципе награждать нужно за другое: Николь Кидман - за "Мулен
Руж", скажем. Ведь и роль-то у неё в "Часах" маленькая, да и переживаний
не ахти - и такая награда! За что, спрашивается?
Впрочем, понятно, что
наградили её сразу за все достижения на сцене - просто "Часы" выбраны
последней каплей, заполнившей до краёв сосуд этих самых достижений.
Но почему выбор пал именно на "Часы"?
Думается, в этом можно
проследить некую "генеральную линию" Академии "M.P.A.S.": раздавая
"Оскары", она как бы даёт "зелёный свет" на съёмки подобных фильмов.
Мол, снимайте - а мы будем награждать!
Видимо, академики считают
такие ленты кино-искусством и не желают, чтобы связь времён прерывалась.
Классическая школа кинематографистов в Голливуде должна выживать
от "Оскара" к "Оскару" - иначе чем будет прирастать авторитет Академии?
Классику нужно любить
и лелеять. И пускай год от года под неё гримируется разное тоскливое
дерьмо, нельзя допустить, чтобы ослабла тяга снимать "произведения
в духе". Потому что настоящие классики - такие, как Бертон и Земекис
- не снимают кино по заказу, на ежегодные церемонии. А нам, зрителям,
в этой ситуации остаётся только вздыхать на просмотре долгих "Часов",
подпирая голову ручкой: "Эх, с вашими бы способностями, да в сюжетное
кино!.." Э-эх!..
P.S. Перед выходом
"Часов" ходили разговоры об их якобы лесбийской подоплёке, чуть
ли не об эротике в картине. Заявляю официально: никакой эротики
в фильме нет! Более того, нет там и пресловутой "лесбийской темы",
ибо все поцелуи женщин с женщинами - это о другом. Это иллюстрация
желания главных героинь попробовать на вкус, если хотите - выпить
жизнь их "обыкновенных" подруг. Потому что грустные люди обыкновенно
- усталые: слишком много и слишком серьёзно размышляют о своей жизни.
Тут и впрямь захочешь попробовать чего-нибудь яркого aka лекарство
от тоски.
|