Доказательство
математическое и женское
"Доказательство"
про любовь и математику
Есть точка зрения, что любая
наука должна включать эмпирическую и теоретическую части, а всё, что
кроме, нужно называть по-другому. Сторонники такого взгляда
рассматривают математику как особый интеллектуальный процесс ввиду
отсутствия в ней всяческой эмпирии. Абстракция – она и есть
абстракция, и её лишь постфактум можно приложить к чему-либо.
Настоящие математики есть самые оторванные от реальности люди,
умеющие настолько абстрагироваться от реальности, чтобы телефонных
звонков не замечать, да и стука в дверь вообще не слышать. Я имею в
виду, конечно, гениев, а не математику как технологию, когда для
решения задачи нужно подобрать уже известный метод и верно его
применить. Абстрагирование от абстракций приводит некоторых к
печальному итогу – их «машинка» в голове вдруг перестаёт правильно
работать.
Фильмы о безумных математических
гениях оригинальными на сегодняшний день уже не назовёшь.
Несколькими годами раньше фильм Рона Ховарда про выдающийся ум Джона
Нэша, создателя теории игр, завоевал пять премий «Оскар» и стал
своего рода классикой жанра.
«Доказательство» - это несколько
иной случай, хотя сравнений с «Играми» ему, конечно, не избежать.
Фильм поставлен по пьесе Дэвида Оберна, получившей Пулитцеровскую
премию и неоднократно ставившейся на театральной сцене. Весьма
удачно адаптировав сценарий под большой экран, Оберн с Ребеккой
Миллер всё же не избавились от театральной зажёванности в некоторых
сценах. Но несмотря на пространные диалоги, картина в целом
выстроена динамично и ловко – в виде игры со зрителем, вынужденным
угадывать практически каждый сюжетный поворот.
Накалы страстей по ходу всей
картины умело скрашены оригинальным юмором, порой с математическим
привкусом:
- Тебе идёт это платье.
- Не докажешь!
В картине великолепно
обыгрывается непреодолимое различие между учёными и всеми остальными
в мире, которые выбирают шампунь для волос, потому что там «Жожоба»
- и на этом их познания ограничиваются.
В центре сюжета, впрочем, отнюдь
не соотношение миров научного и обывательского, и не связь
гениальности и безумия, и даже, в общем, не математика. Само
«доказательство» в фильме весьма условно – это может быть любая
произвольная теорема от Пифагора до Крамера, не о нём речь. Здесь не
будет блестящих «бытовых» объяснений формул, как в «Играх разума» в
баре с блондинкой, и никто не напишет на стекле функцию
Кобба-Дугласа, что подмечали в тех же «Играх» многие математики. Всё
ограничится напусканием ненужного тумана в стиле «двенадцать в кубе
плюс один равно тысяча семьсот двадцать девять». Кстати, бред,
который зачитывает Кэтри из тетради отца – отнюдь не математический,
а вполне себе гуманитарный («Мне уже никогда не будет холодно, как
сейчас») – что лишний раз доказывает дилетантство сценаристов как
математиков.
Слоган картины гласит: «Кто не
рискует – рискует больше всех» - и этим задаётся чувственная
направленность действия, влекущая девочек, в ущерб всякой
математике. Ведь в математике всё должно быть выверенно и доказано,
а доказательства стремятся перепроверить. И Хэл, не поверивший
Кэтрин на слово, математически не рискует ничем. С этой точки зрения
её последующая фраза о том, что у него был шанс и что «надо просто
верить» звучит лучшим доказательством безумия из всех, что
прозвучали в фильме. Но слоган утверждает обратное! И если она не
безумна в этой сцене и действительно имеет в виду то, что говорит,
то оказывается, что женщина-математик – как те «учёные», что с
восьми до пяти занимаются атомной физикой, а потом идут в церковь
ставить богу свечку.
Итак, слоган доказывается с
большой сюжетной натяжкой, а логика «Доказательства» опасно
сближается с женской. Вот и получается, что на самом деле этот фильм
– ни для кого. Математики найдут его аппарат слишком
приблизительным, творцам в других областях незнаком опыт
«абстрагирования от абстракций», любители чувств почувствуют себя
лишними от увлечённости Кэтрин доказыванием.
Остаётся блестящая актёрская
игра (я очень удивлюсь, если Гвинет Пэлтроу не окажется в числе
оскаровских номинанток), мастерски исполненный сюжет и превосходные
диалоги, красоты и смысла в которых по отдельности больше, чем в их
общей итоговой совокупности. К слову сказать, недавние «Деньги на
двоих» с препарацией теории Эрика Бёрна были куда более убедительны.
Q.E.D.
|