Сила слова
"Искупление"
про словесное искусство
Судьба
строки – предсказывать судьбу
И исцелять невидимые раны
Публичной постановкой личной драмы.
В.Леви
Должен признать, что я недооценивал
возможности литературы как таковой.
Джуффин Халли у Макса Фрая
Жаркий летний день за несколько
лет до второй мировой войны роковым образом меняет жизнь обитателей
роскошного поместья старой Британии. Между Робби, сыном экономки, и
старшей дочерью хозяев поместья Сесилией вспыхивает роман. Юная
сестра Сесилии – Брайони - случайно застаёт влюбленных занимающимися
сексом в библиотеке и решает, что Робби изнасиловал Сесилию. Позже,
когда случается настоящее преступление, Брайони с полной
уверенностью объявляет виновным Робби. Парня отправляют в тюрьму, из
которой он пару лет спустя попадёт на фронт.
Тот факт, что малоизвестный
режиссер девчачьих «Гордости и предубеждения» и одного сериала вдруг
снял однозначного фаворита всех популярных кинопремий, можно
объяснить лишь великой силой литературного первоисточника. Это вовсе
не умаляет таланты самого Джо Райта – может быть, удивительный роман
Йена МакЮэна лишь придал ему вдохновения и энергии для великолепной
экранизации.
Как бы там ни было, фильм – от
первого кадра до последнего – красив необычайно, и что бы ни
попадало в объектив камеры Симуса МакГарви: побережье, пруд, руины
после бомбёжек или целое поле роз – всё это выглядит так, как нам
очень хотелось бы увидеть. Блуждания Робби по пляжу в Дюнкерке,
забитому солдатами и военной техникой, снятые одним бесконечно
длинным планом без монтажных склеек – техническое совершенство
исполнения, метафора потерянности в судьбе и на войне, и пощечина
громоздкому «Монстро» (поскольку создает не менее мощный эффект
присутствия). А музыка Дарио Марианелли гармонично вплетается в нить
событий, передавая их эмоциональный окрас и многослойность.
Но несмотря на безупречную
работу режиссера, оператора и композитора, основную пробивающую силу
привнес в произведение МакЮэн, показавший, как хрупка и уязвима
граница между тем, что нам хочется видеть, и тем, что происходит на
самом деле.
Я (ещё) не читал одноимённый
роман, легший в основу «Искупления», но уже сейчас убежден, что Джо
Райт экранизировал его великолепно: и великую силу писательского
слова кино цементирует верой, что увиденное в русле собственных
желаний и логики – и есть самая истинная правда.
Брайони оговорила Робби Тёрнера
– неосознанно ли, намеренно, а может быть, из жгучей ревности к
своей старшей сестре (ведь она тоже любила его!) - причины не
особенно и важны. Самое важное и страшное в фильме, что обманулась в
своем видении не Брайони – в конце концов, она всего лишь жертва
своих страстей и узница богатого воображения. Обманулись именно мы –
ведь это мы увидели то, во что очень хотели верить: счастливую
встречу и спасительную любовь на побережье. И наша собственная
непроходящая доверчивость искусству, наше согласие и желание
обмануться – главное искупление и для несчастной Брайони, и для
всякой жизненной несправедливости.
|