Отрицательная страсть
"Малена"
про ненастоящую любовь
В заштатном итальянском
городишке красавица Малена Скордиа надевает чулки с подвязками,
тонкое просвечивающее платье, и выходит на улицу, встречая желчную
зависть женщин и раздевающие взгляды мужчин. "Клуб любителей Малены"
в один из дней наивысшего расцвета режима «славного Дуче» пополняет
юный Ренато, который только что получил свой первый в жизни
велосипед. Позже в Италию придёт война в виде надсадно воющих
самолётов союзников и их разрушительных бомб, красавица Малена
потеряет и приобретет мужа, честь и достоинство, а Ренато так и не
наберёт необходимых взрослости и мужества, чтобы принять в её жизни
хотя бы какое-то минимальное участие.
Решивший позаигрывать с
пикантной темой «Лолиты наоборот» («совсем ещё мальчик и опытная
женщина»), режиссер Джузеппе Торнаторе совершил один фатальнейший
промах. Великая сила кино – сопричастие, которому разделительный
барьер в виде экрана и так препятствует, - а Торнаторе воздвиг между
историей фильма и зрителем еще один барьер в виде лишнего
наблюдателя.
Ренато, от начала до конца
фактически не принимающий никакого участия в судьбе Малены,
повествованию вообще не нужен – поданное через призму его
восприятия, оно становится далеким и безразличным. Восхищает лишь
сама Малена, идущая гордо и невозмутимо через гонящийся похотью и
желчью город, и как бы перешагнувшая через него. Но для рассказа о
ней выбран уж очень неудачный ракурс, отчего события её жизни
выглядят лишь отсветами кадров какого-то старого диафильма о
прекрасном.
И как неприятно видеть Малену
глазами труса, которому вся его страсть и всё восхищение этой
женщиной не помогли хоть одним маленьким шажком выступить на её
стороне! Ведь, как было сказано в одной похожей пронзительной
истории, «крик в спину «Вы не правы!» - это не защита друга».
|