Моя полиция меня
бережет
"Короли улиц" про необходимость контролировать контролеров
Видит горы и леса,
Облачка и небеса,
Но не видит ничего,
Что под носом у него.
Колдун с Саракша у Стругацких
Том Ладлоу плевал на законность
и громит преступников по своим правилам – пулями. Его прикрывает
непосредственный начальник, которому успехи Тома обеспечивают
продвижение по службе. Однажды Том становится свидетелем убийства
бывшего напарника, который на него настучал, и подозрения падают на
него. За Тома берется отдел внутренних расследований; коллеги
пытаются прикрыть его всеми способами, а Том – найти и расколоть
убийц бывшего напарника. И вдруг он обнаруживает, что вся эта
история на самом деле сложнее, чем представляется…
«Короли улиц», снятые по сюжету
Джеймса Эллроя, автора «Секретов Лос-Анджелеса», пытаются казаться
зрителю то боевиком, то триллером, хотя на самом деле это –
форменный детектив. Эллрой обожает истории про неистового копа, то и
дело превышающего полномочия при работе на улице, и у которого есть
начальник-покровитель. Здесь, в общем, та же самая схема.
Киану Ривз – бешеный пёс,
громящий преступников даже сидящими на толчке и за холодильником. У
него недавно погибла жена, и с тех пор ему всё по хрену – лишь бы
насажать в кого-нибудь побольше пуль.
Форест Уитакер в роли
полицейского начальника играет того же самого африканского тирана из
«Последнего короля Шотландии», за которого получил Оскар. И, как и
тогда, великолепно передает двоякость образа: его капитан Уандер
хоть и «отец солдатам», но чувствуется в нём какая-то необузданность
и порочность.
Есть еще капитан из отдела
внутренних расследований Биггс, которого играет Хью «Доктор Хаус»
Лори. У Биггса какие-то старые счеты с капитаном Уандером, и когда
эти двое сходятся, от напряжения только что бокалы не лопаются.
«Короли улиц» как-то неприлично
похожи на «Секреты Лос-Анджелеса», которые были куда изящнее. Но это
только на первый взгляд и по форме. При ближайшем рассмотрении
«Секреты» - это про то, что полицейские в городе ангелов 1950-х гг.
«могли и так», а «Короли улиц» - про то, что современные копы иначе
не могли.
Киану Ривз весь фильм ходит с
таким замечательно-неискушенным видом, как Тойво Глумов во времена
Большого Откровения (читай Стругацких).
У него под носом такие дела творятся! – а он не замечает, потому что
и не может это увидеть: не прозрел еще. Вдвойне здорово, что Ладлоу
не кажется суперменом в финале – он всего лишь пусть значимая, но
фигура, в непростой шахматной игре.
Временами фильм срывается на
короткий экшен, сделанный бодро и эффектно – пули врезаются в тела с
таким смачным хлопком, хлещет кровь… Стрельбы, кстати, совсем немного
– я за весь фильм насчитал лишь десяток убитых, а собственно
перестрелок, кажется, вообще всего две.
Но главная привлекательность
«Королей», конечно, не в стрельбе, а в интриге и актёрском составе –
а также в той тревожащей идее, что всякая облеченная властью
организация стремится к неограниченному увеличению своей власти.
Контролировать контролеров необходимо – ведь если этого никто не
будет делать, контролеры сами вскоре будут контролировать вообще
всё.
Но даже в превосходно отлаженной
системе контроля структуры и люди не работают на общее благо, а
стремятся хитроумно использовать других ради собственной выгоды. И
это в самой сути и природе властных структур хуже и страшнее всего.
|