Время Брутов
"Отступники"
Мартина Скорсезе про признаки эпохи
Говорят, Мартин Скорсезе снимал
«Отступников» под впечатлением от некого гонконгского мастерписа
«Двойная рокировка». И теперь что ни рецензия – в ней обязательно
сравнивают тот фильм и этот, почти всегда не в пользу голливудского
мэтра.
Я относительно счастливый
человек, потому что «Двойную рокировку» не смотрел и «Отступников»
воспринял в чистом виде, как в свое время римейк драмы Алехандро
Аменабара «Открой глаза». Поэтому и впечатления от нового творения
Скорсезе у меня чистые: без разнообразных примесей.
«Отступники» могут похвастаться
прежде всего своей элегантной интригой, лежащей в основе сюжета.
Информатор гангстеров в полицейском управлении ищет информатора в
гангстерской организации, и наоборот. На это накручены жесткие
диалоги, эффектные перестрелки и любовь обеих «крыс» к одной и той
же женщине-психоаналитику.
Из жемчужин фильма - драматизм
высшего уровня и веселая энергичная концовка; недостатком можно
назвать некоторую затянутость (фильм длится около 2,5 часов).
Одна из главных фишек в
«Отступниках» - это актерские работы. Одна из лучших ролей ДиКаприо,
сильная роль Дэймона, внушительная – Николсона. Безусловно, самый
жесткий и привлекательный персонаж из тех, что когда-либо воплощал
на экране Марк Уолберг. Симпатичная «восходящая звезда» Вера Фармига,
чуточку похожая на Джэн Энистон.
История, рассказанная в фильме,
потрясающа. Но Скорсезе не был бы собой, если бы просто рассказывал
истории, избегая закладывать в них идеи.
Вы заметили, что все основные
действующие лица в фильме – предатели? Практически каждый, кто
надолго появляется в кадре - в той или иной степени Брут. Отступник.
Игрок, поставивший цель выше средства в лучшем случае, а то и просто
ведомый собственной судьбой.
Скорсезе снял фильм не о
характерах. Что толку исследовать характеры, если разница между ними
лишь в оттенках? «Лгут все и непрерывно. – как писали
Стругацкие. - Точнее: все мы непрерывно и ожесточенно лжем. Одни
– с кривой виноватой ухмылкой, другие – рвотный спазм мучительно
преодолевая, а третьи – не без лихости даже, с вызовом и с боевым
напором. Но – все…». «Кто не умеет лгать, тот не знает, что
есть истина» - добавляет Ницше.
Уже давно каждый фильм Скорсезе
– об эпохе. «Казино» об эпохе казино «Танжер» и его гениального
управляющего. «Банды Нью-Йорка» об эпохе уличных банд и зарождения
федерализма в Соединенных Штатах. «Отступники» об эпохе Фрэнка
Кастелло, связывавшей между собой многих людей – хороших и не очень,
успешных и несчастных.
Ни одна эпоха не вечна: мир
Кастелло пал – а вместе с ним канули в Лету многочисленные Салливаны
и Костиганы, потерявшие с уходом Кастелло всякую цель и ценность.
Эпоха завершилась и миновала, забрав с собой и создававших её людей
тоже.
Скорсезе верит в принадлежность
каждого к определенному времени и делу: люди эфемерны без эпохи,
эпоха эфемерна без людей. «Отступники» по сути – о том, что все рано
или поздно кончается, и после этого уже не имеет значения жизнь
отдельной человеческой единицы.
Ну и ладно.
|