Чужой среди своих
"Прирожденные
убийцы" про жертвы телевидения
Kno-kno-knox! ..on heaven’s door…
Аллюзия
Микки и Меллори Нокс колесят по
Америке, целуясь, трахаясь и убивая всех подряд. Они всегда
оставляют в живых одного свидетеля, чтобы он рассказал об их
деяниях, и тогда они – о святая мечта! – смогли бы попасть в телек и
стать известными. Когда число жертв начинает измеряться десятками,
Микки и Меллори становятся героями популярной телепередачи Уэйна
Гейла «Американские маньяки».
Фильм Оливера Стоуна по сюжету
Квентина Тарантино (который отказался от авторства над сценарием,
увидев, что получилось в итоге), видимо, совсем не в моём вкусе.
Слишком вычурно, слишком эпатажно.
Оливер Стоун стремился сделать
картинку «телевизионной» - точнее, такой, как она, в принципе,
должна выглядеть в квадратной голове того, кто слишком много смотрел
телевизор. Кровавые кадры-вставки, странные виденья, мультяшные
сюжетики… От всего этого фильм получился несколько сумбурным, что,
наверное, должно отражать чокнутость Микки и Меллори и всеобщую «подвинутость»
на телепередачах. Идея, в общем, понятная, но непонятно другое:
неужели Стоун и компания были озабочены лишь социальным посылом
«Убийц» - ну а как же смотрибельность с визионерством?
Мне всегда казалось, что кино
должно быть таким, что его, минимум, приятно пересматривать – тогда
это кино. Всё-таки визуальное искусство в первую очередь, в отличие
от телевидения, предавшего Основы™ ради идеологии!
И хотя «Убийцы» напоминают
телевидение слишком многим в ущерб своей принадлежности к кино, есть
в них какая-то таинственная прелесть, связанная, в основном, с
харизмами и личностями Меллори и Микки.
Харрельсон и Льюис сыграли
невероятно – словно танцуя на лезвии ножа, соперничая за зрительскую
привязанность, ревнуя камеру к образам друг друга. Есть в картине
Стоуна выдающаяся, впечатывающая в стул сцена, которая отзовётся в
вечности – интервью с Микки – и за неё можно простить фильму всё.
Лысый, в огнях софитов, Микки
выдал в этой сцене не человека, не убийцу, не гениального в простоте
маньяка – а совершенного Чужого, просто таки инопланетно-далёкого
копошению и слабостям людей. И этот Чужой несколько минут беседует с
нами, становясь на момент как будто даже свойским, но чуждость и
абсолютная потустороннесть его сущности всяческому добру и злу
заставляют глядеть на него снизу вверх. Таким мог быть бог,
обрушивающий на людей египетские казни.
И хотя фильм на мой вкус слишком
неуклюж, и к нему вряд ли захочется вернуться, но, как выразился
фанатеющий подросток в начале фильма, – если б я был серийным
убийцей, я был бы Микки и Меллори.
|