Небеса подождут
"Заложник"
про эстетику смерти в цветах ночи
Это всегда случается неожиданно.
Средний сюжетец, средний трейлер, понравившийся исключительно
незнакомцем в чёрной маске, заковавшим Брюса в наручники, – и тут
такое! Словами «приятный сюрприз» этого не опишешь.
Уже начальные титры дают картине
фору в нестройном ряду «обычных» боевиков. Выполненные в форме
стильных картинок в красно-чёрной гамме, они задают общее
настроение, не отпускающее до самого финала. Нужное настроение
создаёт и музыка, которая здесь великолепна – а песня в конце позже
войдёт в коллекцию «Мои любимые саундтреки».
Местами это психологическая
драма, местами – камерный триллер, но в общем фильм похож на
шахматную партию: по мере развития сюжета слабые и ненужные фигуры
постепенно сметаются с доски, и игра становится напряжённей. А также
динамичней и интересней.
Фильм подкупает психологическим
реализмом. Давно известно: гнев сильнее страха, поэтому
преступники-дебютанты в напряжённой ситуации орут и ведут себя
крайне агрессивно. Значит, боятся. Значит, их бояться как раз не
нужно. Опасаться – да, но при этом зная, что пуститься вразнос эти
могут только от нервов – ситуация их самих пугает до усрачки.
А бояться нужно, наоборот, тех,
которые спокойны «по-удавьи». За таким равнодушием в абсолютно диких
обстоятельствах – сила и мощь, и эти «бесстрастные» действительно
способны на всё.
Признаюсь честно: люблю я
колоритных злодеев. У «Заложника» в этой сфере как раз есть, чем
похвастать: безумный некроэстет и голубоглазый мафиозо в чёрной
маске задают джазу! Причём с первым всё ясно: маньяк есть маньяк,
хоть и колоритный, – а второй по-настоящему крут и харизматичен чуть
ли не как агент Смит из «Матрицы». И дело тут не в маске, как можно
опрометчиво подумать; наоборот: его харизма прёт через маску.
Настоящий киношный злодей, каких ещё поискать!
Сюжетно фильм очень хорош, кроме
последней сцены. Она к кину грубо пристёгнута и мешается, как пятое
колесо. По всему выходит, что приглянувшийся мне «фантомас» был
главой всего треста. Но это глупо: люди, ворочающие такими деньгами,
далеко не мальчишки, чтобы лично играть в ковбоев – нанять
талантливых исполнителей проще пареной репы. Я-то думал, что
голубоглазый злодей – высокопоставленный исполнитель.
Видимо, режиссёру картины просто
было важно, чтобы добро «зверски убило» зло, и восторжествовали
«семейные ценности». Да, такую логику не своротишь…
Но даже сомнительный финал не
умаляет достоинства «Заложника». Настоящее, красивое кино, полное
некрофилического шарма, в котором эстетизированы ночь и
психологическое давление. Таким Брюс Уиллис не был со времён
«Крепкого орешка»!
|