На руинах моей памяти
"Восхождение
Ганнибала" про появление просвещенного маньяка
…С ума
схожу, иль восхожу
К высокой степени безумства?
Белла Ахмадулина
Если ты никого не боишься –
значит, ты самый страшный.
Неизвестный автор
Самая потаенная дверь во Дворце
памяти Ганнибала Лектера ведёт во времена его юности – когда Великая
Отечественная война докатилась до его родной Литвы. В бою возле
охотничьего дома Лектеров погибли его родители, а сестрёнку
некоторое время спустя сварили и съели некстати появившиеся в тех
местах отступающие литовские коллаборационисты. Вышедший в прокат
фильм «Восхождение Ганнибала» проливает свет на все эти события.
Каждый фильм про Лектера
привязан к одному из ярких эпизодов его необычной судьбы. Сначала
был побег из тюрьмы, где он отбывал пожизненное заключение за свои
жестокие преступления, затем – история его «ловли» Клариссой
Старлинг, закончившаяся вполне благополучно (см. роман «Ганнибал»).
Наконец, это был эпизод поимки Лектера следователем-эмпатиком Уиллом
Грэмом, после чего Ганнибал был осужден на пожизненное заключение…
Неудивительно, что новая история этого цикла начинается с момента,
породившего на свет самого гениального маньяка всех времен.
В рецензиях про «Восхождение
Ганнибала» пишут всякую ерунду. Какой-то умник, например, догадался
(а все за ним повторили), что недостатком «Восхождения Ганнибала»
является сама попытка применить метод психоанализа к личности
Ганнибала Лектера. Мол, Лектер своим существованием опровергает саму
возможность психоанализа и так далее. Рецензенты ошибаются. В фильме
нет никакого психоанализа – его содержание точно соответствует
названию: не «становление», но «восхождение» - именно в том смысле,
как описано в одном из эпиграфов.
На экране мы видим сначала
Лектера в юности – пока ещё обыкновенного ребёнка: обожающего
сестрёнку Мику (этот вариант перевода её имени мне кажется более
правильным), привязанного к своим родителям. Следующий Лектер в
фильме – это сразу хорошо знакомый нам «Ганнибал-каннибал»: пока ещё
молодой и неопытный, но полный решимости рвать и резать убийц
сестрёнки.
Переходного момента нет – в
фильме он нарочно упущен. Сомнения Ганнибала, его становление
людоедом и убийцей – всё это скрыто в непроницаемой тьме за титрами.
В фильме нарочно подчеркивается, что другие герои – инспектор
Поппиль, леди Мурасаки – тоже потеряли родных во время войны, и
страдают не меньше Ганнибала. Но никто из них не выбрал путь мести и
крови, хотя Лектера они хорошо понимают и ему сочувствуют.
А Ганнибал на протяжении всего
фильма как бы расцветает – превращаясь из приютского заморыша со
злой искоркой в глазах в аристократичного красавца с зачесанными
назад волосами.
Волосы и одежда – внешнее
отображение этого расцвета, а что касается внутреннего, то
«восхождение» Лектера связано с преодолением страха. Первое убийство
он совершает «на расстоянии» - с помощью приготовленной ловушки, на
второе вооружается самурайским мечом. Но чем дальше, тем меньше
вооружения демонстрирует Ганнибал своим жертвам: с каждой следующей
он все более расслаблен и ироничен – словно кот, играющий с мышкой.
Последнему убитому в фильме Лектер вообще открыто сообщает: «Я
пришел за вашей головой». Абсолютное бесстрашие и презрение к
физической боли – неотъемлемая черта личности окончательно
«взошедшего» Ганнибала.
Символично, что первую треть
фильма Ганнибал молчит – ну просто кот в мешке, а не знаток искусств
и будущий доктор медицины! Когда же он, наконец, заговаривает, это
сразу же – наш старый знакомый доктор Лектер, красноречивый и
язвительный:
- «Её аромат вытеснил из
памяти невыносимую вонь приюта»… Какой образ! Вы по ночам не пишете
стихи, инспектор? Не прячете под подушку?
В синопсисе было обещано, что
«Восхождение Ганнибала» охватит и начало психиатрической практики
доктора, но ничего подобного. История остра, как лезвие, - это
рассказ лишь о мести Ганнибала Лектера, о его войне с группой
съевших Мику литовских коллаборационистов, уцелевших после победы.
Сердцевина сюжета – причина и
следствие: преступление и отмщение. С этой точки зрения центральное
место действия в картине – лес невдалеке от фамильного замка
Лектеров, а центральный эпизод – убийство Лектером первого
найденного им несостоявшегося литовца-эсэсовца под бодрую
патриотическую песенку, которую любили нацисты. И – катарсис -
фамильные драгоценности на закованной в латы одетой
в перчатку руке: возвращение к руинам памяти.
Фильм заканчивается внезапно –
словно обрывается. При этом в нём нет недосказанности, и история
полностью завершена. Внезапный конец здесь не только не
разочаровывает, но даже радует. Я долго размышлял, в чем же причина
этого, и в конце концов понял.
Своей структурой фильм про
юность Лектера похож (исключительно по формальным признакам) на
первый фильм трилогии «Властелин колец» - «Братство Кольца». И его
«обрывочный финал» воодушевляет, потому что ясно дает понять:
«Восхождение Ганнибала» - не замкнутое, самодостаточное
произведение, а начало новой великой трилогии.
|