Контрольный поцелуй
"Мистер и
миссис Смит" про золотое сечение отношений
Кино
про мужчину и женщину, пройдя через горнило разных глупых идей
и
общественных веяний, вернулось к золотому раскладу, при котором
женщина в общем и целом совершенна, а мужчина — в общем и целом
дурак.
Роман Волобуев
Настоящий джентльмен никогда не ударит женщину, не сняв шляпу.
Грубая острота
"Мистер и миссис Смит" - кино
летнее, обманчиво легкое, каждый раз приводящее меня в восторг.
Этот фильм умело балансирует на
грани между лентами выдержанными, препарирующими серьёзные материи,
и раздолбайским комедийным боевиком с нужной долей условности
сценария. "Смиты" мимикрируют под комедию, в то же время являясь
выдержанным фильмом про отношения; они играют в серьёзности - и в то
же время легкомысленны и недостоверны.
Главная шутка фильма - сценарная
находка о том, что можно сделать экшен про киллеров фоном для
выяснения отношений между любящими. "Смиты" рождают недоумение
своими дикими скачками от одного жанра к другому, и это веселит
страшно.
Если бы кто-то взялся соотносить
фильмы со знаками Зодиака по темпераменту и нраву, "Мистер и миссис
Смит" были бы непременно "Близнецы". Это такой же непоседливый знак,
легкомысленный и серьёзный одновременно!
Юмор в фильме своеобразен: он во
многом посвящен тонкостям отношений и касается порой таких невидимых
материй, что доходит не до всех. Как вам вопрос Смита, сколько его
жена убила человек, или искрометный ужин, когда супруги осознали
взаимную ложь
Многих женщин напрягает момент в
фильме, когда герой Питта весело и с азартом пинает героиню Джоли за
перевернутым диваном. Отличная затрещина защитницам феминизма: ведь
равные права предусматривают и равную нагрузку! Нынче джентльмену
уже не требуется снимать шляпу перед тем, как ударить женщину.
"Смиты", кажется, совсем не
заботятся о том, чтобы кому-то понравиться - они просто излагают
свою историю и "не хотите - не кушайте". Я уже не раз замечал, что
симпатия к этому кино возникает у тех, у кого оно затрагивает самые
личные материи.
Фильм как бы двуслойный: сюжет с
супругами-киллерами навязчиво маячит впереди в то время, как за ним
развертывается конфликт между выбравшими друг друга мужчиной и
женщиной. И если с убийствами все легкомысленно и условно, то эти
отношения - настоящие: со слезами, обидами, разрывом и обязательным
воссоединением на новом уровне близости.
Кино оптимистичное донельзя, и
конструктивное впридачу - впрочем, эти штуки почти всегда идут рука
об руку. Есть симпатия, есть взаимное притяжение? - Тогда вперёд:
сквозь дым и копоть, и колючую дробь из винчестера двое обретают
друг друга, и это навсегда.
Хотя всем ясно, что конфликтов и
новых столкновений будет ещё ой сколько: это натуральная диалектика
мужского и женского начал в действии! Ну, да и пусть будет. Как
говорила Азия Арженто, любовь - это всегда немножко война.
В душевном путешествии
"Достучаться до небес" была выведена формула счастья: мол, оно - это
следовать к заветной цели в хорошей компании. Так вот в
"Достучаться.." превосходно раскрыта суть цели, а в "Смитах" - суть
компании: такой, какая как раз и нужна для счастья.
Разумеется, это женщина - но она
же одновременно и константа. В средневековье было такое понятие в
алхимии - пробный камень. С помощью него оценивали качество золота.
Женщина, с которой следуешь к
цели, - это и есть для тебя "пробный камень". С отношениями с ней ты
сравниваешь ценность любого другого "счастья" в этом мире. А дело
или цель счастья не предполагает - это самореализация: она требуется
как жизненная необходимость, предназначение.
Такова счастливая судьба.
Цели в фильме про Смитов как
таковой нет - фильм исключительно про взаимность. Но и как одна
сторона медали, он самодостаточен и потрясающ.
|