Перевёртыш
"Казино Рояль"
про настоящего Бонда
"На
стол колоду, господа, -
Крапленая колода!
Он
подменил ее". - "Когда?"
"Барон, вы пили воду...
Валет
наколот, так и есть!
Барон,
ваш долг погашен!
Вы
проходимец, ваша честь, -
И я к
услугам вашим!
В.Высоцкий
«Казино Рояль» пленяет
роскошными видами, первоклассными спецэффектами без следов
компьютерной графики и восхитительной музыкой, написанной Дэвидом
Арнольдом.
Этому фильму свойственен
природный английский аристократизм вне зависимости от того, кто
играет самого Бонда. Истинную натуру не спрячешь, сэр, как и талант
в Мартини не утопишь.
Дэниел Крейг, впрочем, оказался
великолепным Бондом: умным, жёстким и элегантным. На нем одинаково
хорошо сидят гавайская рубашка и безупречный смокинг, а в сочетании
с фирменным «Вальтером» он вообще идеален. Не жеманный красавчик,
озабоченный собственной внешностью – серый человек из толпы, умеющий
делать настоящее дело. Такой, каким и должен быть агент с лицензией
на убийство.
Игра Крейга впечатляет. Даже
убежденные противники его назначения агентом 007 вынуждены отдать
ему должное: Крейг абсолютно органичен в этой роли и его появление в
кадре сразу притягивает взгляд. Ну, по крайней мере до появления в
кадре Евы Грин…
Но что-то не так в новом
«Бонде», какой-то диссонанс. Мы начинали смотреть фильм не про того
агента.
Вначале он был буйный, с
амбициями по поводу карьеры и без иллюзий по поводу нулей. Трудно
убивать? – «Это смущает никудышных агентов». Замочить своего первого
в сортире ему было тяжело физически – вот в чем ирония.
Цветастые титры полностью
соответствовали ожиданиям, грустный напев Криса Корнелла – отнюдь.
Первую четверть фильма новый Бонд был куда больше механизм, нежели
обычный человек. Стреляющий шпион, сфокусированный в фирменном
кружке.
Тоже в соответствии с
ожиданиями…
А потом фильм незаметно выбивает
почву из-под привычных ожиданий – да так, что внешне продолжает им
вполне соответствовать. Первое же задание дважды чуть не становится
последним, да и заканчивается провалом – хорошенький дебют для
будущего супершпиона! А по формальным признакам всё в ажуре: по
кранам прыгал, пистолет в морду врагу швырял, цветное посольство – в
хлам.
Бонд продолжает раздваивать
мысли зрителей более трети фильма – пока не появляется Веспер Линд.
Вот тут он становится настоящим, превращаясь из душевытрясателя на
службе Её Величества в чувствующего и мыслящего человека.
Веспер сыграла Ева Грин,
составив с Бондом-Крейгом превосходную экранную пару. Он – мрачный
блондин с двумя нулями в глазах и таким выражением лица, как будто
вот-вот собирается врубить собеседнику. Ногой.
Она – сучка с укоризненным
взглядом, любое взаимодействие с которой – соперничество: то ли ты
окажешься наверху, то ли она.
С первой минуты ясно, что эти
двое – взаимные половинки, но перед тем как слиться, потреплют друг
другу нервы. Как и всё главное в этом фильме, роман между Бондом и
Веспер по большей части скрыт другим фасадом – поиском голов
финансовой гидры, снабжающей международный терроризм.
Чем дальше развиваются действия,
тем более издевательской кажется вступительная анимация. Титры
настраивали на то, что супершпион изящно раздаст всем люлей – да не
тут-то было! В фильме все оказывается неожиданно-настоящим: и
трудности убийств, и головоломки расследования. Это как вдруг
ощутить запах пороха: сразу осознаешь, что убиваемые – не карты, что
под острым ножом – чужая тёплая плоть.
Сверхзлодеев в «Казино» нет: зло
как бы размыто, и действует только из-за угла.
Марионетки делят деньги, а
дергающих за ниточки не видно. Бонд идёт по следу, как превосходная
ищейка, – но постоянно обнаруживает, что снова оказался в темноте и
тычется глушителем в углы.
Бонду-человеку не везет: враг
постоянно оказывается для него недосягаем. Фильм, который нас
поманил, к финалу выворачивается наизнанку. Ожидали историю про то,
как закалялась сталь, и как человек в горнилище драк становится
сверхчеловеком. Получили драму о любви, вымораживающую и
опустошающую душу.
В финале Бонд уже не тот шпион в
кружке, который был в начале. Здесь он – опустошенный, мертвенный,
весь как будто выжженный изнутри.
Здесь становится понятно, о чем
весь сериал: про какого он именно агента. Отныне Бонд – куда более
автоматический, чем чёрный «Вальтер» с глушителем, холодящий ему
ладонь.
Но при этом дальше хочется
видеть его лишь таким – и никак иначе.
А ирония – в том, что к финалу
куда лучше бы подошла «You know my name» Криса Корнелла, чем
заглавная мелодия бондиады.
Странная штука жизнь.
|