Дорогая Н.!
"Письма с
Иводзимы" про японскую трагедию на Иводзиме
Сегодня я посмотрел «Письма с
Иводзимы», и этот фильм меня потряс.
Это вторая часть дилогии Клинта
Иствуда про битву американцев с японцами за маленький остров
Иводзима, знаменующую переход войны с нейтральной территории на
японскую.
В центре сюжета –
переплетающиеся судьбы генерала Курибаяси, возглавившего оборону
Иводзимы, и простого солдата Сайго, до войны бывшего пекарем. Есть
ещё несколько второстепенных персонажей – каждый со своей историей.
Помнишь, ты говорила, что тебе
бывает трудно уследить за героями в восточном кино – все кажутся «на
одно лицо», сливаются? В «Письмах» всё иначе. Может быть, это Иствуд
предусмотрительно набрал непохожих актеров во главе с неподражаемым
Кеном Ватанабе (Кацумото из «Последнего самурая»), но каждый герой –
индивидуальность.
«Письма с Иводзимы» переведены
субтитрами, а говорят там почти всё время на японском – и это
позволяет с головой погрузиться в атмосферу. Вкупе с языком фильм
превосходно отражает японский быт (пусть и в фронтовых условиях):
все эти низкие деревянные столики, чайнички, обилие пиал, распитие
спиртного из специальных чашек, письма «вертикальными» иероглифами и
т.д.
При всей их «японскости»,
«Письма» - настоящий плод глобализации: в какие времена ещё можно
представить фильм о японских солдатах, снятый по японской же истории
американским режиссером в Исландии?
«Письма с Иводзимы»
демонстрируют, как много может кино, и что главное его орудие –
сопричастие. Кинематограф может показать нам мир чужими глазами,
сделать понятной совершенно невозможную чужую систему ценностей.
Н., мне всегда было забавно, что
глобализацию ругают: это делают обычно те, кто совершенно не
понимает её сути. Многим кажется, что глобализация –
целенаправленный захват; а на самом деле это естественный процесс,
которому нельзя сопротивляться. И как естественный процесс,
глобализация несет в себе много парадоксов. Некоторые из них нашли
своё отражении в этом фильме.
«Письма с Иводзимы» сильнее
всего цепляют своими героями: генерал Курибаяси, Сайго, другие
японцы изображены интересными, полноценными личностями – с ними
хочется не воевать, а общаться. Но герои – черта отнюдь не
восточной, а как раз западной цивилизации: на Востоке человек
оценивается лишь как часть некоторой ячейки общества, а не сам по
себе.
Так почему же американские «Флаги
наших отцов» не рисуют никаких героев, почему троица парней в
центре их сюжета кажется невыразительным быдлом, планктоном, не
заслуживающим внимания и наград? Может быть, мы на Западе живем
слишком тесно, слишком устаем друг от друга, и свою любовь
неосознанно направляем подальше от наших постылых мест? Может быть,
это тоже один из двигателей глобализации – если она и вправду
естественный, неподконтрольный людям процесс.
Н., если ты захочешь сходить на
«Письма» как на фильм о войне, лучше останься дома, несмотря на все
мои восторги. «Письма с Иводзимы» - фильм о людях на войне, но сама
война в фильме неубедительна и пошла.
Иствуд провалил всю военную
часть «Флагов наших отцов» (кстати, это главная причина неудачи того
фильма); и в «Письмах» снимать бои он так и не научился.
Лучшее, что есть военного у
Иствуда – это звук: во время ночных перестрелок так и кажется,
словно вокруг свистят и ложатся пули. Бомбежки Иводзимы – второй
выигрышный момент, и уже это должно тебя насторожить: что это за
фильм о войне, где бомбежка интереснее атак пехоты?
Вся битва за остров представлена
у Иствуда двумя-тремя общими планами с высадкой американских
морпехов, да последующими нелепыми кадрами, где кто-то стреляет – а
кто-то, размахивая руками, падает. Кадры эти очень слабо связаны
между собой и совершенно не выстраиваются в общую картину.
Словно битвы с тысячами убитых
на острове и не было – а были лишь фрагментарные стычки да «банзай-самоубийства»
японцев.
Странно, Н., но многие «критики»
оправдывают Иствуда в этом: говорят, что он вроде как специально
показал «не содержание, а дух войны». Один умник даже договорился до
того, что, мол, Спилберг в «Спасении рядового Райана» изобразил
войну «гламурной», а вот Иствуд, молодец, вся снял достоверно.
Не верь! Не слушай! Мы с тобой
умеем отличать зерна от плевел, и не будем позволять нашему языку
под впечатлением от фильма использовать для его рекламы все, даже
ложь.
Поэтому повторюсь: война в
«Письмах с Иводзимы» - никакая не война, а один срам, что, кстати,
очень жалко, потому что если бы не так, фильм бы в десятки раз
увеличил свою ценность. Но мясорубку оставим Заку Снайдеру со
«Спартанцами», а «Письма» и без неё, не скрываясь от зрителя ни за
какими спецэффектами, – душераздирующи.
Сердце здесь сжимается от
историй и поступков солдат – всех, независимо от чина, - защищающих
остров от вторжения американцев. Не буду перечислять тебе имена –
если захочешь, ты сама всех увидишь, - но все они с яркими
характерами, трогательные, потрясающие!
Кроме всего, «Иводзима» - фильм
с одним из четырёх «вечных» сюжетов, которые, если помнишь,
перечислял Борхес (об укрепленном городе, который штурмуют и
обороняют герои; о самоубийстве бога; о возвращении; о поиске).
Сам остров с венчающей его горой
Сурибачи – достаточно романтическое место для обороны, с собственной
харизмой. Это символ Японии, Родины, и одновременно – мертвая земля
без пресной воды, драться за которую саму по себе – бессмысленно.
Иводзима – знак разобщенности
мировой войны и привычных ценностей: эта война велась не за землю и
не за золото, а за символы.
Н., должен сказать: ты вряд ли
припомнишь другой фильм с такой же красивой цветовой гаммой, как в
«Письмах». Все цвета в картине приглушены – всё выдержано в одном
строгом серо-зелёном тоне. В сочетании с содержанием и музыкой –
словно смотришь фамильный фотоальбом военных лет и переполняешься
гордостью.
И ещё одна яркая черта «Иводзимы»
- заглавная мелодия: настоящая music score этого острова! Она
повторяется на протяжении всего фильма, рисуя его печаль, – и ещё
долго будет звучать в ушах после того, как начнутся титры и стихнет
последняя нота.
Если будет возможность, посмотри
этот фильм, Н.: я уверен, что он тебя тронет.
|