Сражение не проиграно, а
наиграно
"Флаги наших
отцов" про американскую трагедию на Иводзиме
«Флаги наших отцов» - первая
часть дилогии Клинта Иствуда про битву на острове Иводзима в начале
1945-го. Это взгляд на те события с американской стороны, снятый с
показа в российских кинотеатрах. В кино показали только вторую часть
дилогии – «Письма с Иводзимы» с неподражаемым Кеном Ватанабе –
представляющую битву на острове глазами японских солдат.
Фильм рассказывает о судьбе трех
морских пехотинцев, водрузивших флаг на вершине горы Сурибачи, и
сделанных затем всеамериканскими героями с целью привлечь больше
денег под «Седьмой военный облигационный заём» Правительства США.
Мальчишки себя героями не считают («Майк – вот он был настоящий
герой!») и сильно расстраиваются из-за своей деланной популярности
на фоне забвения павших.
Снимая битву на острове, Иствуд
собрал в кадре такую массу техники, какой не видели, кажется, даже
на Саракше. Эскадры линкоров и авианосцев прут через Тихий океан к
пляжам Иводзимы, заполоняя собой весь экран, как в «Трое». Случайно
свалиться за борт смерти подобно – когда речь идет о таких массах
войск, один человек вообще перестает иметь значение.
Массированное наступление у
Иствуда получилось внушительным, но когда дело дошло до боевых
действий, внезапно открылось, что бои-то снимать Иствуд совершенно
не умеет! Пытаясь подражать одновременно Спилбергу, Малику и Майклу
Бэю, он устраивает на экране такую путаницу, что разобраться в
происходящем становится решительно невозможно. Камера мечется от
одного пехотинца к другому, от нападающих к обороняющимся, вырывая
из сражения отдельные несвязанные фрагменты. Кто стреляет, что
захватили – Иствуд не считает нужным это уточнять: главное ведь –
кромешный ад войны, не так ли?
Временами действие срывается в
трэш, и пехотинцу по каске ударяет оторванная голова другого
пехотинца в каске. То и дело на экране возникают человеческие
потроха и окровавленные оторванные конечности.
В случае с «Флагами наших отцов»
хорошо, что сражений в фильме совсем немного. После битвы на
побережье Иводзимы в начале, которая длится минут десять, бои вообще
приобретают характер локальных перестрелок и ночных стычек в окопах.
Весь остальной фильм нам
рассказывают о тяжелой ноше героев, которые героями не были: слезы,
пьянство и общение с матерями «не доживших» прилагаются.
Иствуд хотел снять почти
документальное кино о судьбе трех «героев Ивоздимы», всеми забытых и
потерявшихся, едва только закончилась война. Кино получилось под
стать замыслу – похожим на дежурные документалки к очередной
годовщине победы. В таких фильмах лучше всего смотрятся уцелевшие
ветераны, нудно и тоскливо трындящие перед камерой о войне, помогая
себе трясущимися руками. А любое действие, призванное
проиллюстрировать их трындеж, выполняется на экране плохими
актёрами, схематично и неубедительно. Как раз такими и получились
«Флаги наших отцов» у Иствуда.
И когда, уже во время титров, на
экране показывают настоящие фотографии военных лет: технику и
участников битвы за Иводжиму, это впечатляет куда сильнее, чем
только что закончившийся 132-минутный фильм.
|