Во имя чести
Письма с Иводзимы
Форт "Аламо"
Когда нет войны, трусы
говорят наравне с храбрецами.

Сражение не проиграно, а наиграно

"Флаги наших отцов" про американскую трагедию на Иводзиме

 

 

«Флаги наших отцов» - первая часть дилогии Клинта Иствуда про битву на острове Иводзима в начале 1945-го. Это взгляд на те события с американской стороны, снятый с показа в российских кинотеатрах. В кино показали только вторую часть дилогии – «Письма с Иводзимы» с неподражаемым Кеном Ватанабе – представляющую битву на острове глазами японских солдат.

Фильм рассказывает о судьбе трех морских пехотинцев, водрузивших флаг на вершине горы Сурибачи, и сделанных затем всеамериканскими героями с целью привлечь больше денег под «Седьмой военный облигационный заём» Правительства США. Мальчишки себя героями не считают («Майк – вот он был настоящий герой!») и сильно расстраиваются из-за своей деланной популярности на фоне забвения павших.

Снимая битву на острове, Иствуд собрал в кадре такую массу техники, какой не видели, кажется, даже на Саракше. Эскадры линкоров и авианосцев прут через Тихий океан к пляжам Иводзимы, заполоняя собой весь экран, как в «Трое». Случайно свалиться за борт смерти подобно – когда речь идет о таких массах войск, один человек вообще перестает иметь значение.

Массированное наступление у Иствуда получилось внушительным, но когда дело дошло до боевых действий, внезапно открылось, что бои-то снимать Иствуд совершенно не умеет! Пытаясь подражать одновременно Спилбергу, Малику и Майклу Бэю, он устраивает на экране такую путаницу, что разобраться в происходящем становится решительно невозможно. Камера мечется от одного пехотинца к другому, от нападающих к обороняющимся, вырывая из сражения отдельные несвязанные фрагменты. Кто стреляет, что захватили – Иствуд не считает нужным это уточнять: главное ведь – кромешный ад войны, не так ли?

Временами действие срывается в трэш, и пехотинцу по каске ударяет оторванная голова другого пехотинца в каске. То и дело на экране возникают человеческие потроха и окровавленные оторванные конечности.

В случае с «Флагами наших отцов» хорошо, что сражений в фильме совсем немного. После битвы на побережье Иводзимы в начале, которая длится минут десять, бои вообще приобретают характер локальных перестрелок и ночных стычек в окопах.

Весь остальной фильм нам рассказывают о тяжелой ноше героев, которые героями не были: слезы, пьянство и общение с матерями «не доживших» прилагаются.

Иствуд хотел снять почти документальное кино о судьбе трех «героев Ивоздимы», всеми забытых и потерявшихся, едва только закончилась война. Кино получилось под стать замыслу – похожим на дежурные документалки к очередной годовщине победы. В таких фильмах лучше всего смотрятся уцелевшие ветераны, нудно и тоскливо трындящие перед камерой о войне, помогая себе трясущимися руками. А любое действие, призванное проиллюстрировать их трындеж, выполняется на экране плохими актёрами, схематично и неубедительно. Как раз такими и получились «Флаги наших отцов» у Иствуда.

И когда, уже во время титров, на экране показывают настоящие фотографии военных лет: технику и участников битвы за Иводжиму, это впечатляет куда сильнее, чем только что закончившийся 132-минутный фильм.

 

Iwojima
Hosted by uCoz