Война, поднявшаяся в воздух
"Эскадрилья
"Лафайет" про первую воздушную войну
Масштабные картины хороши тем,
что от них испытываешь порой непередаваемый трепет – чувство
подъема, какую-то дрожь души.
Последнее время я испытываю
такое в кино все реже и реже: может, это привыкание, а может –
ухудшение картин. Кажется, со времен битвы на Пеленнорских полях в
«Возвращении короля» я не испытывал этого трепетного чувства. И вот
– «Эскадрилья Лафайет»: погружение с головой в мир первых в истории
военных летчиков, от ряда моментов в котором замирает сердце и
надолго захватывает дух.
Этот фильм относится к разряду
исторических блокбастеров, которые поражают спецэффектами и выводят
несколько условных героев. На этот раз это не военная база
американцев на Гавайях, а второй год Первой мировой войны и
позиционная война во Франции. США ещё не вступили в войну, но многие
энтузиасты-добровольцы, каждый со своей историей, едут из Штатов в
Европу воевать на стороне Антанты. Из таких волонтеров французы
формируют эскадрилью, назвав её именем своего знаменитого маркиза,
активно помогавшего в свое время американцам в войне за
независимость против англичан. Молодых пилотов-американцев усиленно
тренируют, а затем сажают в самолеты и отправляют в самое пекло
воздушной войны.
Первое, чем «Эскадрилья Лафайет»
замечательна – это воздушные бои. Легкие, почти картонные «этажерки»
- французские и немецкие бипланы и трипланы – выделывают в воздухе
такие пируэты, что невольно хватаешься за подлокотник. Что радует,
эффекты не однообразны: боев в картине много, и в каждом умудряются
показать что-нибудь совершенно новое, чередуя компьютерные эффекты с
реальными съемками.
Мир асов Первой мировой был
простым и жестоким: самолеты – картинные коробки, простреливаемые
насквозь; пулемёты громоздкие и неповоротливые, часто дающие сбой;
никаких парашютов! Фильм погружает в эту реальность: чудесных
спасений тут не будет, пилоты гибнут один за другим и довольно
быстро. Даже удачно приземлившись, сбитый авиатор не застрахован от
гибели или увечья.
«Эскадрилью Лафайет» сложно
воспринимать не всерьёз: она подает войну без всяческих прикрас –
сурово, честно и горько. Давно я не видел таких военных фильмов, где
враги стреляют в девушку героя, и не промахиваются.
Военный реализм «Эскадрильи»
слегка разбавлен красотой мальчиков-героев. Я имею в виду не внешнюю
красоту, а какую-то излишнюю идеальность основного состава
эскадрильи. Герой Джеймса Франка и иже с ним – ненастоящие: нет в
них жизни и фактурности характеров, а есть один только лоск. Героизм
героизмом – его надо было показать, но когда в герое нет реального
человека, а есть лишь один герой, это сильно смазывает общее
впечатление.
Такие картины, как «Эскадрилья»,
обычно больны сиюминутностью: посмотрел на красивые эффекты – и
через день забыл. Масштабность окупается отсутствием смысла, и это
обидно.
«Эскадрилья Лафайет» в этом
плане – отнюдь не пустышка, и ей есть что предложить не только
взгляду, но и уму. Смысловой стержень картины – капитан Кэссиди,
возглавляющий эскадрилью и держащий симпатичного льва в качестве
домашнего животного.
Рида Кэссиди сыграл Мартин
Хендерсон, засветившийся до этого в «Звонке», и сыграл неплохо!
Капитан говорит пророческие слова о том, что Первая мировая ничем не
закончится, потому что в ней никто не сможет победить. «Ты должен
сам найти для себя смысл этой войны» - главные слова в фильме. В
конце концов неважно, был кто героем или не был, и неважно, сколько
пилотов погибнет с каждой стороны.
Рассуждения о войне дополняет
интересный эпизод с одним из пилотов, у которого никак не получалось
сбить немецкий самолет. «Почему все вы можете, а я – не могу?» -
причитает он со слезами на глазах, и напоминает в этот миг
страдающего импотента.
Вдумайтесь в смысл
происходящего: человек мучается оттого, что у него не получается
убивать! Мир давным-давно сошел с ума, и болезнь все прогрессирует.
Показательно, что в «Эскадрилье»
совсем нет секса: высший кайф здесь получаешь от выстрела из
пистолета в высоте, а совсем не от ломаного французского, на котором
главный герой объясняется с приятной девушкой. Ценности смещены
войной.
|