Город грехов
"Царство
небесное" про идеальное государство
А над
городом плывут облака,
Закрывая небесный свет.
А над городом – желтый дым,
Городу две тысячи лет.
И две тысячи лет война.
Война без особых причин.
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин…
В.Цой
«Царство небесное» Ридли Скотта
еще во времена его съемок вызывало во мне почти религиозный трепет.
Это история падения Иерусалима
под натиском сарацинских полчищ, возглавляемых легендарным Саладином.
Это история умирающего прокаженного короля и отважного барона
д’Ибелина, который произвел в рыцари всех защитников города, чтобы
поднять их боевой дух перед схваткой с Саладином. Все это было в
действительности – и может быть, отчасти поэтому фильм вызывает у
меня такой ажиотаж. И пусть в сценарии фильма реальные события
значительно исковерканы, неизменным осталось главное: «Царство
небесное» - это прежде всего история Иерусалима, который в фильме
основное место действия и главный персонаж. Именно так, наверное, и
следует воспринимать эту ленту Ридли Скотта.
«Была когда-то мечта, называемая
Римом» - помните? Скотт перенес в свой новый эпик эту мечту, вдохнул
в неё новое содержание. Царство небесное, царство совести –
смысловой стержень фильма; то, за что в нём сражаются все без
исключения протагонисты.
Лучшие из них – второстепенные
персонажи: барон д’Ибелин старший, сыгранный Лиамом Нисаном, и
прокаженный король Иерусалима Балдуин IV, сыгранный Нортоном. Они
действуют лишь в первой половине картины, и эта половина
значительно, в разы, крепче и сильнее второй.
Это касается и схваток, и драмы.
Первая в картине битва – столкновение в предрассветном лесу, в синих
сумерках – превосходит по драйву и свирепости всё, что мы далее
увидим. Особенно если смотреть её в режиссерской версии (там
добавлена пара сцен, усиливающих отраженную в фильме суровость тех
времен).
Драма «Царства небесного» по
сюжету задумана как моральная дилемма молодого барона д’Ибелина –
совершить ли маленькое зло ради огромного добра? Но по факту самая
пронзительная драма фильма – умирание прокаженного Нортона, который
в железной маске, одними глазами сыграл величайшего в истории
Иерусалима короля-миротворца так, как никто и никогда больше не
играл лучших из королей.
Штурм Иерусалима в фильме дан
обрывочно: сцена бомбардировки катапультами, наступления, битвы на
стенах, обрушения башен – всё отдельно. Цельной картины не вышло ни
в театральной, ни в режиссерской версии фильма.
Тем не менее, штурм Иерусалима
внушает. Сарацины, обливающие своих солдат под стенами города водой,
чтобы хуже горели, отчаянная схватка за установление-сброс зеленого
флага на одной из башен – всё это снято масштабно, ярко и красочно,
как и любой экшен у Ридли Скотта.
Защитники Иерусалима движимы
доблестью и страхом – режиссеру удалось великолепно передать не
просто военное столкновение, но столкновение двух разных культур.
Жители города держат оборону не просто от вражеской армии – их
доблесть усиливает ужас перед захватом города армией чуждой,
непонятной и потому страшной культуры. Отчасти потому бой идет не на
жизнь, а на смерть; воины в проломе стены месят друг друга в
кровавую кашу, и никто не желает уступить.
Центральная идея фильма –
принципиальная недостижимость мечты, называемой Римом ли,
Иерусалимом ли – да как угодно!
Что такое Иерусалим? Наши
святыни стоят на мусульманских святынях, а те, в свою очередь – на
древних иудейских святынях и так далее.
Что такое Иерусалим? –
Ничего. И весь мир.
Там, где начинает воплощаться
мечта о лучшем мире, всегда затем льется кровь и творятся ужасные
дела. Царство небесное оборачивается средоточением худшего.
|