Ядерная война
"1612" про
великолепную осаду вымышленного города
Как говорил, кажется, Джон Доу в
гениальном финчеровском триллере «Семь», в наше время, чтобы тебя
услышали, недостаточно похлопать по плечу – нужно ударить кувалдой.
«1612» построен как раз по этому принципу: осада вымышленного города
Наволок, которая в центре сюжета, западает в память благодаря тому,
что в ней всё немного слишком. Слишком красивыми трассерами летают
ядра, выламывая целые куски из белых стен и разнося людей напополам.
Слишком чудовищный взрыв порохового погреба поляков – и слишком
страшные картины разрушений от него: надломленные колени лошадей,
разорванные в клочья воины, горящие заживо всадники. Слишком
натуралистичный пролет «абордажного» ядра сквозь ряд кавалерии – и
слишком шокирующая картина распиленных напополам тел после.
Всё, что до, и всё, что после
осады Наволока в фильме – пустое. Но сама осада и несколько
приступов, показанных не жалкими урывками, как обычно, а от начала
до конца, со всеми логическими этапами – внушает.
«1612» сродни самодельной пушке, которую сварганили в картине мнимый
«гешпанец» и его приятель-татарин. Вроде кустарное производство – а
бьёт оба раза эффектней всей польской артиллерии; вроде неказиста –
а роль играет огромную и поистине значимую. Так и фильм: при смешном
по западным меркам бюджете сцены осады в нём не уступают ни
бессоновской «Жанне д’Арк» с её сумасшествиями, ни чудовищным массам
пехоты и техники в ридли-скоттовском «Царстве небесном». И несмотря
на всю «блокбастерность» и развлекательность, у «1612» совершенно
четкий и правильный посыл: во-первых, «кто, если не ты, не я и не
каждый из нас в отдельности?», а во-вторых, чтобы потрепать врага
перед финальным противостоянием - "за такое и умереть не жалко"!
Из великолепного – то, что
главный протагонист повел за собой народ не ради абстрактных идеалов
типа Единая Россия «Родина-мать зовёт!», а исключительно из-за
любовного помешательства: дурманящей и волнующей Ксении Годуновой, чьи
синие глаза и обнаженное тело, увиденные в детстве, на всю жизнь
сорвали его с катушек.
Остальная половина фильма,
возможно, вакуум и целлулоид, – но в вышеперечисленном так много
задора и настоящего, что, как говорят в страстных любовных
монологах, «этой любви хватит на нас двоих».
|