Omnium
contra omnes
"Королевство" про
изначальные стремления
Тщательно спланированный,
блестяще организованный и исполненный чудовищный взрыв осколочной
бомбы в одном из городков Саудовской Аравии разнёс в кисель половину
американского населения этого городка и друга нескольких агентов
ФБР, находящихся в это время в США. Узнав про взрыв, агенты хватают
пушки и амуницию, давят на начальство и аравийских представителей –
и той же ночью летят в Аравию искать таинственного Абу-Хамзу, по
слухам – устроителя взрыва.
Фильм «Королевство», снятый
Питером Бергом при продюсерском участии Майкла Манна, представляет
собой вдумчивый, крепко сбитый и очень энергичный боевик, дающий
фору многим коллегам по жанру.
Четвёрка спецагентов в центре
сюжета – великолепная команда, каждый со своим ярко выписанным
характером. Особенно выделяются лидер группы и семьянин Флери (Джеми
Фокс) и пожилой «специалист по взрывчатке» Сайкс (Крис Купер).
Купер, надо сказать, неподражаем: помимо блестящей игры, его
персонаж – «мыслительный центр» расследования: обладает неистощимым
запасом шуток и огромным багажом опыта и знаний. Остальные двое
введены для сюжетной механики: девушка (Дженнифер Гарднер) – чтобы
показать гендерные проблемы Востока, спецагент Левитт (Джейсон
Бейтман) – чтобы было кого спасать в финале.
Расследование взрыва не дает
заскучать: даже обычно скучные «разговорные» части фильма сняты с
непередаваемым драйвом. Кроме американцев, основной его источник –
полковник полиции Фарис Аль Гази: вдумчивый и очень адекватный
парень с яркой восточной харизмой и юмором. Как они там гоняют на
джипах с Аль Гази на скорости больше 200 км/ч – так что Левита
начинает подташнивать! Как хорош Фарис, выдающий: мол, когда мы
найдем того, кто устроил взрыв, я не задам ему ни одного вопроса –
просто убью нахер, и всё!
«Королевство» вообще мастерски
разыгрывает сюжетную интригу с расследованием: в поисках Абу Хамзы
спецагентам приходится лавировать даже не между двух, а между
несколькими огнями – скрытыми и явными – из разных точек. Принц
Саудовской Аравии лично позаботился, чтобы американцы в Аравии шагу
не ступили без присмотра спецслужб; начальство в Америке требует
скорейшего возвращения спецагентов на родину, чтобы они, не дай бог,
не испортили и без того ухудшающиеся аравийско-американские
отношения; полицейского полковника Аль Гази отстранили от
расследования, потому что террористы-смертники, устроившие взрыв,
были в форме полиции…
Но фильм о сотрудничестве и
тонком искусстве дипломатии длится ровно до того момента, когда
террористы разворошенным ульем покушаются на спецагентов и похищают
Левита, чтобы устроить показательную казнь. Здесь с американцев
словно спадает флёр, с цивилизации – ницшеанская «яблочная кожура»,
и на экран выплескивается раскаленный хаос мести – того, за чем
Флери с командой приехали в Аравию на самом деле. В перестрелке
разносят в щепки, кажется, целый квартал; пули бьют навылет сквозь
тела и мозги – дипломатические уловки, от которых уже подустал
зритель, исчезают в пламени боя.
Так бы всегда – драка не такое
уж зло, если сравнивать её с липкой ложью стреноживающей дипломатии.
Если люди как обижали, так и обижают друг друга смертельно,
человечество в своём гуманистическом прогрессе на самом деле
продвинулось очень мало. Хороший врач лечит не болезнь, а организм,
– и в случае с людской агрессией «не война тут демон», как не скажет
несчастный Грендель из земекисовского «Беовульфа». А глядя на четкие
и выверенные действия элиты ФБР в Аравии, размазывающей террористов
по стенам кровавым узором, начинает казаться, что война всех против
всех на Земле никогда не перестанет.
|