Волчара
Майкл Манн снял
самый жизненный фильм в своей карьере
Тьма кинозала сменилась
солнечным светом - город принял меня в громадье своих кварталов.
Пустые пространства, многолюдные проспекты. По улицам не бродят
степные волки - только дворовые шавки осторожно огибают места скопления
людей.
Труп Винсента уехал
в метро через мост; Макс и Энни спустились с платформы. Я вышел
из зала и остался наедине с собой - песчинка на утлой планетке под
названием Земля посреди безмолвной черноты Вселенной. Что я буду
делать со своей жизнью, решать мне.
Это отрезвляет.
Майкл Манн приближался
к этой жёсткой реалистичности с каждым своим фильмом: от кровавой
историчности "Последнего могиканина" - к столкновению характеров
в "Схватке"; от неё - к документальности "Своего человека" и "Али".
Приближенные к жизни на толщину титров картины сами по себе ничего
не говорят нам: полки видеомагазинов нынче уже ломятся от дисков
с "другим кино". Вся эта документальность Манну нужна была лишь
затем, чтобы осознать острую правоту Мераба Мамардашвили с его словами:
"Я один перед лицом мира и должен держать моё одиночество".
Знание и осознание
само по себе ничего не даёт. Имеют вес одни лишь поступки. Один
человек сказал так: "Обучение происходит лишь тогда, когда меняется
поведение; если этого нет - то это информирование". В данном случае
верно и обратное: через изменение поведения можно чему-то научиться.
Отбросить накатанные шаблоны, заученные до автоматизма, попытаться
импровизировать.
А жизнь современного
человека из толпы - это большой шаблон.
Сюжет фильма прост,
как сюжеты жизни. Изящный как волк киллер Винсент вечером сходит
с трапа в городе ангелов, чтобы выполнить оптовый заказ и уже утром
вернуться обратно. Но когда твой труд - отнимать у людей их простую
обыденную жизнь, всё не может идти по накатанному шаблону. Первый
же труп некстати разбивает окно и тяжёлой тушей падает на крышу
такси, "арендованного" Винсентом. Всё, что следует за этим в фильме
- одна сплошная рискованная импровизация.
В кино нас заманивают
рекламные постеры с ликом поседевшего Круза, но на самом деле это
фильм его "соучастника" - Джемми Фокса. В фильме он Макс - водитель
такси, профессионал. За рулём двенадцать лет. Мечтает о Мальдивах
и лимузинах напрокат и по-прежнему считает свою работу временной.
Именно к нему в такси
садится седовласый Винсент, и через десять минут случайность превращает
в импровизацию жизнь обоих.
Под восхитительный
саундтрек они ездят по ночному Лос-Анджелесу от одного клиента к
другому, оставляя за спиной жертвы, нашпигованные пулями с большой
кучностью, и немногословные диалоги.
Макс пытается убежать
от Винсента, но этим только увеличивает количество лишних трупов,
доказывая тезис, что следы благих намерений иногда ведут прямо в
морг. Моральную дилемму таксиста разрешает Винсент словами: "Успокойся.
От тебя ничего не зависит. Ты лишь винтик в этом механизме, как
и я".
Но взглянуть на себя
со стороны не так-то и просто, особенно если ты двенадцать лет себе
врал. Это произойдёт много позже, когда Макс столкнётся с важным
выбором: умереть или взять контроль.
Лицемерие людей по
отношению друг другу и к самим себе как катализатор выцвечивает
эпизод в больнице с матерью Макса.
А потом действие начинает
ускорятся.
Говорят, в фильме полно
моментов, когда Макс мог сбежать от Винсента без особого риска.
Не меньше и моментов, когда Винсент мог пристрелить Макса и продолжать
работать без него. Ни тот, ни другой этого не делают, но это, в
свою очередь, не делает историю нелогичной. Винсент и сел-то в машину
Макса по чистой случайности: не опомнись тот вовремя от раздумий,
он сел бы в другое такси. Кто-то в таких случаях говорит: судьба.
Рок притягивает этих
людей друг к другу как та сила, что сталкивает магниты. Почему это
происходит, можно разобраться лишь потом - когда всё закончится.
Правда состоит в том,
что мы не знаем мотивов Винсента, вторгнувшегося в жизнь таксиста
и сбившего её с катушек. Может быть, он увидел в Максе молодого
себя - в то время, когда был вынужден обучаться своему ремеслу,
когда становился на эту стезю. А может быть, живой Макс был для
него просто выгоднее, чем мёртвый.
Винсент ничего не говорит,
он отшучивается:
- Четыре тысячи
таксистов в Лос-Анджелесе, а я сажусь в машину именно к Максу. Приветствую,
доктор Фрейд!
А действие и такси
продолжают катиться дальше.
Перестрелка в "Лихорадке"
демонстрирует нам волчару во всей красе. Под его простотой и изящным
спокойствием скрывался стремительный хищник. Он не любуется собой
и не даёт жертвам ни единого шанса - рвать так рвать, и настоящий
волк целиком предаётся этому занятию.
От выстрелов закладывает
уши, вспышки слепят глаза - но продлится этот бой не более минуты,
потому что этого достаточно, чтобы всё решить. А потом до предела
взвинченному Максу останется терять лишь свои иллюзии.
- Ни у жизни, ни
у смерти нет целей - ни великих, ни малых. - скажет Винсент.
- Ничто не имеет значения.
Ничто не имеет значения?
Тогда ничего не стоит разогнаться до семидесяти миль в час и свернуть
руль, бросая такси кувыркаться по асфальту мостовой.
Ведь так учил социопат
на заднем сиденье.
На самом деле вся философия
Винсента - только слова. Всё это давно известно каждому, кто хоть
раз задумывался о собственной жизни. Эти слова просты, и напрасно
некоторые критики преподносят их как нечто необычное. Каждый человек
в своём мировоззрении оправдывает себя - так могла ли быть у Винсента
иная философия?
Отчего же так саднит
сердце, когда поезд метро переезжает мост, увозя труп убийцы - будто
лодка паромщика переплывает через реку Стикс? Почему после фильма
хочется напиться?
Может быть, потому,
что жизнь двигают вперёд не красивые слова, а злая воля вынужденного
изменения. Импровизация. Взбесившаяся молекула, расталкивающая другие,
завязнувшие в обыденной суете броуновского движения, - как Винсент
грубо расталкивал танцующую толпу в "Лихорадке".
Может быть, этот импульс
породит нечто большее - просто больше похожее на человеческое счастье
- а может, будет погашен или уничтожен.
Во всяком случае, фильм
- не о киллере Винсенте с его философией, убийствами и пепельным
костюмом. Потому что его душа для нас до самого финала - потёмки,
а мотивы поступков - terra incognita.
Это фильм о водителе
Максе, однажды заснувшем за рулём со своей нереализованной мечтой
и грубо разбуженном севшим к нему в такси "самураем".
И это ещё вопрос -
кто из них кому и в чём соучаствует.
|