Один против всех
"Я легенда" - про
то, что в мире, который мне видится, ты охотишься на лосей
Чернокожий доктор Роберт Нэвил,
от пережитого слегка рехнувшийся и поседевший, - единственный
выживший в городе Нью-Йорке после страшной генетической эпидемии,
превратившей всех остальных горожан в резвых упырей. Днём он
занимается бытом и пытается вывести вакцину против погубившего
человечество вируса, а ночью старается не попасться на глаза воющим
и ревующим упырям, занятым поисками пищи в опустевшем городе.
Режиссер «Константина» и
сценарист «Я, робота» совместно корпели над известным романом
Ричарда Мэтисона, уже экранизированным до этого дважды (в 1964-м и
1971-м). Результат превзошёл ожидания – и финансово, и, что самое
главное, содержательно.
Визуальная сторона картины
напоминает остывшее и поросшее травой чистилище из «Константина». В
миллионном, похожем на огромный муравейник когда-то городе остались
только горы покореженных машин, затянутые в полотнища со знаком
биологической опасности здания-трупы и стаи антилоп. Пустой Нью-Йорк
Лоуренса впечатляет даже сильнее, чем пустой Лондон Бойла из «28
дней спустя»: может быть, он сильнее источает угрозу скрывающимися
где-то в его тьме ордами упырей.
Упыри в фильме, кстати, сильно напоминают я-роботов: полностью
сгенерированные на компьютере, они ещё резвее, чем бойловские зомби,
да и сильнее в два раза. «Я, робот» даром что похож названием на «Я
–легенду» - чувствуется, он сильно вдохновлял cgi-шников фильма,
особенно при создании финальных сцен. Нашествие упырей на дом Нэвила
– почти один-в-один восстание голдсмановско-азимовских NS-5, а
карабканье вампиров по стене на крышу очень напоминает штурм
роботами здания корпорации «US Robotics».
Уилл Смит, пожалуй, - идеальный
выбор на роль Роберта Нэвила: не похожий на супергероя,
эмоциональный, но вместе с тем умный, крепкий, ироничный и
мужественный, он отлично вписывается в образ «парня с нашего двора»,
который и требовался для современной легенды про последнего
человека. Смит ведь не просто так на сегодня – самый кассовый и
высокооплачиваемый актёр: он гармонично совместил в себе все те
качества, на которые хотят равняться большинство зрителей. Он и
«человек с ружьём», и трогательный семьянин, и позитивный приколист,
и серьёзный учёный, занятый поисками сыворотки от вампиризма, -
причем всё эти его роли одной и той же личности не противоречат.
Эмоциональный накал фильма
полностью выносит на себе Смит: он прерывисто дышит от кожей
ощутимого кошмара, роняет слезу, исполняет колыбельную и застенчиво
знакомится в пустом универмаге с манекеном-брюнеткой. Смит
заставляет сочувствовать, заражает бодростью, сокрушает яростью – и
вообще играет здесь так, как не смог бы на его месте ни один другой
человек. Блестящая карьера этого актёра когда-нибудь увенчается
«Оскаром», друзья – помяните моё слово!
Решение сделать вампиров
полностью компьютерными в «Я –легенде» оказалось выдающимся:
во-первых, ни у кого еще таких вампиров не было, а во-вторых, их
схематичность и определенная «одинаковость» подчеркивает их
единство, массовость, разлитую в них «тьму» и их разлитость во тьме…
И становится очевидной социальная метафора картины: люди живут всё
теснее и всё агрессивнее ведут себя по отношению друг с другом.
Доктор Нэвил – единственный,
кого не захватила всеобщая эскалация черствости и жестокости, и кто
пока не готов спускать на ближнего своих собак. Он ищет лекарство,
которое помогло бы людям, но этот поиск так долог и безнадежен, что
способен заставить отчаяться даже последнего уцелевшего в
гражданском хаосе.
И роман Ричарда Мэтисона и поныне так популярен, наверное, потому
что где-то параллелен настоящей жизни. В какой-то момент непременно
обнаруживаешь, что ты один, раны кровоточат, а вокруг – одни упыри.
|