Место в мире
"Судный день"
про неизлечимость человечества
Вирус «Жнец», впервые
появившийся в Глазго третьего апреля 2008 года, опустошил Шотландию,
и вызвал панику среди населения и в Правительстве Британии. Ни
лекарства, ни вакцины – угроза мучительной смерти нависла над
благополучным островом.
Шотландия была отделена стеной
по древней римской границе; прибрежные воды заминированы; пытающихся
вырваться с изолированной территории наружу безжалостно
расстреливали снайперы, а после – автоматизированная система
самонаводящихся крупнокалиберных пулемётов. За стеной воцарился
хаос, который сменила мёртвая тишина.
В 2035 г. вирус «Жнец» внезапно
появился в Лондоне. Обнаружив в погребённой за стеной Шотландии
признаки жизни, Правительство отряжает туда отряд спецназа во главе
с майором Иден Синклер – найти вакцину.
Первый «большой» фильм режиссера
талантливых ужастиков «Псы-воины» и «Спуск» Нила Маршалла сейчас
героически валится в прокате, брошенный гибнуть за стеной –
отделенным от гламурных блокбастеров.
Это кажется почти правильным
положением вещей: в этом мире фильмы вроде «Судного дня» не могут
снискать большую популярность – может быть, в каком-нибудь другом.
А фильм между тем совершенно
чумовой: в нём душераздирающая драма, орды Панков, наш паровоз
вперед летит, средневековые рыцари и погоня за «Бентли».
На сто минут хронометража –
какое-то нереальное число драк, смертей, погонь и прочего экшена.
‘Doomsday’ смонтирован так неистово, что, кажется, спокойных
разговорных моментов в фильме нет вообще.
Экшен – загляденье! Бодро, с
кровищей и конечностями, без ненужного пафоса спецназ в броне
сталкивается с полоумными дикарями; Иден Синклер выдерживает
красивейший гладиаторский бой с закованным в латы рыцарем и уходит
от погони на блестящем «Бентли», устроив на дороге огненный
армагеддон.
С содержательной стороной тоже
всё в порядке: приключения Иден Синклер и её команды в застенье
имеют все шансы когда-нибудь стать легендой. Это метафора
взаимопроникновения разных культур, почти контакта с неведомым – и
встреча человечества лицом к лицу с собственной совестью.
Рона Митра (она же Мисс
Шотландия, кстати) - почти идеальная фигура для роли прекрасной Иден
Синклер. У неё длиннющая фильмография, но среди ролей всего две-три
в действительно заметных фильмах, да и те длятся секунд по сто.
Кроме того, как писал Волобуев, ключевые драматические роли Митры
заключаются в том, что она входит в кадр, а её там немедленно е**т.
Такая, по сути, отверженность в
мире кино делает Рону зеркальным отражением её киношной героини в
‘Doomsday’е. Пелевин сказал это лучше всех: единственная перспектива
у продвинутого человека в этом мире – работать клоуном у пидарасов.
Вы обратили внимание, как
Маршалл в картине любопытно играет со светом? Кроме очевидных
подсветок транспорта и фигур у него еще в мире Лондона всегда ночь,
а за стеной – светло и ярко. Когда команда Синклер едет за стену,
они сначала привозят в мертвую Шотландию часть своей ночи, а потом
она их растворяет в своих панках – и разгорается день.
Шотландия за стеной в картине
Маршалла – своего рода Зона из «Пикника на обочине» Стругацких:
место пугающее и притягательное своей неизведанностью. Там
обнажается лучшее и худшее в человеческой природе – и мир выглядит
очень контрастным, без полутонов: честный бой – чистая победа.
Маршалл показал нам мир, о
котором говорил Нео в финале «Матрицы»: мир без законов и запретов,
и – лучше, чем создали до этого ваши правительства.
Это очень категоричный мир:
жестокость, насилие и вседозволенность стали платой за отсутствие
правил, и самые чувствительные сердца там разрываются – или
покрываются броней.
Зато в нём возможно всё –
истончается даже грань между временами, и некоторые, чувствующие
себя чужаками в нашем мире, там обретут своё место.
Жить там, конечно, невозможно –
но лучше уж так сдохнуть, чем никого никогда.
|