Рыцари гражданской войны
"Господа офицеры:
спасти императора" про безысходную миссию
Еще не
сорваны погоны, и не расстреляны полки,
Еще не красным, а зеленым восходит поле у реки.
Им лет не много и не мало, но их судьба предрешена.
Они еще не генералы. И не проиграна война.
Зоя Ященко
В год, когда ‘еще не сорваны
погоны и не расстреляны полки’, белогвардейское командование
Западно-Сибирской Директории получает сведения о том, что красные
привезли в Екатеринбург императора Николая II и его семью. Спешно
сформированная группа из лучших офицеров фронта получает приказ
проникнуть в тыл противника и попытаться спасти императора. Но в
штабе Директории не все желают возвращения монархии. О секретной
миссии быстро становится известно красным – и на перехват белым
офицерам направляется чекист Бейтикс.
«Господа офицеры» сделаны
чрезвычайно бодро: на почти сто двадцать минут фильма хождений и
разговоров – минимум, почти всё время занимают экшен и динамика.
Серия эпизодов-представлений каждого из героев в начале восхищает:
без лишних слов и сразу мы видим, что спасать императора отправились
действительно лучшие, а перехватывать их – чекист с натурально
бульдожьей хваткой.
После будут засада и масштабная
перестрелка на переправе, паровозы и дождливый Екатеринбург. И
смерти. Удручающе много смертей.
Сам Олег Фомин характеризует
свой фильм как «истерн», что означает – состязание характеров, треск
выстрелов и настоящие мужчины. Состоялось всё, особенно – настоящие
мужчины. Выбор и возможности для самоидентификации необычайно
широки, при этом каждый герой – индивидуальность, перепутать его с
кем-то трудно. Мне симпатичнее всех капитан Юрий Васнецов, в начале
устроивший отчаянную победоносную атаку, и его забавный приятель
бешеного нрава и горской наружности – князь Стрелецкий. Командир
отряда белых штабс-капитан Давыдов и идущий за ним по следу
фанатик-революционер Бейтикс запоминаются неистребимой тягой к
победе, каждый – к своей.
Прекрасна и Анна Азарова,
играющая бывшую невесту Давыдова Варю. Критики со всех сторон вопят
о её якобы непроходимой глупости, но на мой взгляд, Олег Фомин
замечательно показал женщину-дворянку на войне. Если вы хотели
увидеть боевую машину в женской оболочке, суровую бой-бабу –
смотрите «Судный день», что ли. А в начале прошлого века
женщинам-дворянкам войне было научиться неоткуда: для другого их
воспитывали, и зомбоящиков не было. Да и эмансипация не случилась
еще, как ни крути.
Можно высказать немало претензий
«Господам офицерам» (в основном – по части экшена), но главное, что
удалось Олегу Фомину, – тот неуловимый патовый расклад, когда каждый
из противоборствующих прав, и каждый хочет уничтожить другого.
Хочется Жанной д’Арк воскликнуть: «Довольно крови!» - но бог оставил
эту страну, и в полыхающей гражданской войне крови прольётся еще до
безумия много.
|