Одиссея
"Слуга
государев" Олега Ряскова про эпическое путешествие
Внезапно появившийся аккурат к
мужскому празднику фильм Олега Ряскова «Слуга государев» поначалу
казался натуральным котом в мешке. Несмотря на интерес к кино, я
впервые узнал об этом проекте не более чем за месяц до премьеры. А
ведь бюджет у фильма - 10 миллионов долларов, и масштаб заставляет
трепетать!
В центре сюжета – французский
любовник-дуэлянт шевалье де Брезе, которого придворная интрига
ввергла в королевскую немилость. Взбешенный Людовик вручает ему
послание для Петра I и отправляет под Полтаву, осажденную шведами,
куда уже стягиваются войска русского царя и Карла XII для решающего
сражения.
Главным опасением перед
просмотром было то, как бы фильм не оказался хуже прежних
отечественных жемчужин жанра. «Гардемарины» с «Мушкетерами» в свое
время подняли планку качества картин про честь и шпаги так высоко,
что не всякий сокол теперь преодолеет.
Опасения оказались напрасными –
«Слуга государев» в сравнении с предшественниками не ударил в грязь
лицом, а по многим параметрам оказался даже лучше. Фильм получился
более глянцевым, брутальным и масштабным, хотя герои, как и
следовало ожидать, прежним уступают.
Масштаб фильма поразителен. От
роскоши и гламура Версаля, где мужчины не сильно отличаются от
женщин, до полтавских полей и болот весь он – одна непрерывная
Одиссея, в которой герой застрял между честью и любовью.
Временами «Слуга государев»
напоминает «Властелина колец» с его назгулами, пышнозелёными лесами
и деревенскими трактирами. Де Брезе – это, конечно, Арагорн; Гришка
– кажется, Сэм, а топающие по мосту шведские солдаты – орки,
выступающие из Мордора.
Есть в «Слуге» и свое
Пеленнорское сражение: битва под Полтавой, которую кинематограф с
очень давних пор обходил своим вниманием. Сражение снято
великолепно: в нём обозначена даже кое-какая тактика
противоборствующих сторон, что кинематографисты обычно упускают –
снимают бои в стиле «стенка на стенку», вот и все.
Конечно, Полтавская битва в
фильме – не «Властелин колец»: общих (компьютерных) планов Ряскову
сильно не хватает, – но сражение здесь нисколько не уступает таким
титанам жанра, как «Последний самурай» или «Форт Аламо». Имея
10-миллионный бюджет, Рясков умудрился снять битву так же
убедительно и мощно, как на западе это делают за десятикратно
большую сумму.
В битве есть все, что нужно –
артобстрел, оборона редута, штыковая мясорубка, атака кавалерии.
Грохочут взрывы, лязгает сталь, кровь заливает мундиры и лица – всё
снято красиво и азартно, хочется пересматривать.
«Слуга государев» - фильм
исключительно приключенческий: искать в нем нечто большее вряд ли
стоит. Но в своем жанре фильм отрабатывает на все 100% и даже с
лишним: сюжетная интрига закручена очень лихо, действие нигде не
провисает.
Фильм наполнен эпизодами на любой вкус: тут вам и легкая эротика в
красивых интерьерах, и дуэли, и придворные интриги, и жаркие
схватки, и даже соколиная охота с иносказаниями.
В приключенческий сюжет
превосходно встроены реальные исторические события и детали:
крестьяне обсуждают бунт стрельцов, шляхта выступает против Петра,
Карла XII перед Полтавской битвой ранят в ногу…
Отдельно хочется отметить, что
каждая сторона в фильме говорит на своем языке: "под" закадровым
переводом слышится французская, украинская, шведская речь - что
придает действию дополнительную достоверность и создает "правильную"
атмосферу.
Несмотря на «костюмность» эпохи,
время было жестокое – и это тоже нашло отражение в фильме. Шведы
жгут украинскую деревню и сталкиваются с женщинами-партизанами (всех
мужиков забрали в рекруты), у Петра в лагере рубят головы шляхтичам.
Впечатлительных особо проймёт эпизод с повешеньем, снятый с
физиологическими подробностями.
Суровые будни – сладкий отдых.
Кроме жестокостей и крови, в фильме довольно много обнаженной
женской груди.
Есть, впрочем, и минусы в этом
историческом фейерверке. Во-первых, герои в «Слуге государеве»
временами потрясающе везучи: к примеру, палят по ним, плывущим в
реке, десятка два шведов с берега – и все, как один, промахиваются!
Но таких эпизодов в фильме – всего один-два, и они почти незаметны
на общем положительном фоне.
Во-вторых, актёры на главных
ролях лично мне показались не очень харизматичными и обаятельными.
Играют все хорошо, но не создают таких героев, которые могли бы жить
и вне рамок фильма. В итоге больше всех мне понравился царь Пётр в
исполнении Андрея Сухова. Петр получился как раз таким, каким мог
быть этот противоречивый правитель: прогрессивным и властным,
простым в общении и жестким в обращении. Такого царя можно либо
любить, либо ненавидеть, но ровно относиться к нему не получается.
По фильму именно так и выходит: все герои либо поддерживают Петра,
либо жаждут его прикончить – равнодушных нет.
В общем, «Слуга государев»,
несмотря на дурацкое название, - редкий образец современного
российского кино, в отношении которого хочется, чтобы его было
больше, а не меньше. Фильм сделан с любовью и большой тщательностью,
и он полностью оправдывает все зрительские ожидания.
|