Без царя в голове
"Исчезнувшая
империя" Шахназарова про сплетение судеб
О
северо-запад Империи бьется волна…
…Империя очень прочна. Но волна терпелива.
Юрий Нестеренко
Если ты потерял самолётик, скакалку и мячик,
Значит, ты – распи*дяй! И никто не спасет тебя, мальчик.
Мудрость неизвестного автора
Новый фильм Карена Шахназарова –
это вроде бы реквием по СССР, запоздавший и, может быть, последний.
Но, наблюдая скрупулезно восстановленную режиссером жизнь в Союзе
70-х годов, искать в ней признаки грядущего распада – дело
неблагодарное и безнадежное. Как в последнем фильме про Ганнибала
Лектера – не слова про процесс превращения маленького Гани в
чудовище, так и в «Исчезнувшей империи» - ни намёка на происходящий
процесс исчезновения, только жизнь.
Молодежь всего мира дышит в
унисон: даже через плотную завесу железного занавеса советские
студенты 70-х всем пульсом ощущали бушующую на Западе сексуальную
революцию – раскрепощение нравов, буйство направлений и стилей и
жаркий рок от «Роллинг Стоунз» и «Лед Зеппелин». Студент Норбеков,
вокруг которого строится сюжет «Империи», слоняется и прожигает
жизнь, как и любая молодежь в спокойные годы. Он встречается с
девушками, пьёт пиво, дерётся ради друзей и продает в
букинистический магазин книги из библиотеки деда-архитектора.
Если пытаться увязать шатания
Норбекова и сотоварищей на экране и грядущее исчезновение Союза с
политической карты, выходишь на классический вывод: империя
кончается в головах. Как у Полякова – «если обнимая девушку, думаешь
о другой, то расставание – просто вопрос свободного времени» - так и
у Шахназарова: нет будущего у той империи, чья молодежь не шагает на
парадах, вскидывая руки в приветственном «Хайль!», а из-под полы
продает-покупает пластинки с тлетворным музыкальным влиянием Запада.
Если интерпретировать, у этой
древней идеи много отголосков в современной жизни: не будет в России
никакой реальной «имперскости», пока не вся молодежь у нас –
«Молодая гвардия» и нравы так либеральны, что хоть в загул. Но мне
кажется, в своём фильме Шахназаров говорит не о том – а пытается
запараллелить судьбу империи с судьбой человека.
Где-то я вычитал, что режиссер
изначально не задумывал не показывать главного героя в старости, в
аэропорту – просто актёр плохо сыграл и его из окончательной версии
вырезали. Но как бы ни было, эта финальная сцена в аэропорту с
разговором от первого лица – что-то невероятно близкое к
гениальности. Экран словно становится твоим зрением, и вот уже не
постаревший Норбеков – ты сидишь в аэропорту потерянный и печальный,
сознавая со скрежетом зубовным, что любовь всей жизни не удержал,
империя-мечта давно исчезла, а жизнь как-то незаметно и бочком вся
прокралась мимо…
p.s. Bonus track в тему
фильма:
Конец империи
Империя кончается не там,
Где горы на востоке преградили
Путь легионам, споря белизной
Недвижных снежных шапок с
облаками,
Но, сколь бы ни были чисты
вершины,
У их подножья - пыль, жара и
грязь.
(...)
Империя кончается, мой друг,
В столице, в полумиле от дворца,
Неподалеку от казарм
гвардейских,
В одном, тебе знакомом, переулке
-
Здесь, возле двери хижины моей,
Куда вхожу я, воротясь с работы,
Империю оставив за порогом
И прах ее с сандалий отряхнув.
Юрий Нестеренко
|