Троянская
война окончена...
Постеры
не наврали: легенда ожила. Но значительно видоизменилась.
А
было время, когда в мире не было кино.
Нигде.
И
красавцам-мужчинам в полном расцвете сил приходилось сражаться и
умирать, чтобы добиться славы и сохранить о себе память в преданиях.
Теперь
всё проще.
Теперь,
чтобы прославить на весь мир своё имя, достаточно стать актёром
и сыграть в каком-нибудь эпике голливудского масштаба.
Таком,
например, как "Троя".
Мой
Телемак, Троянская война
Окончена.
Кто победил - не помню.
Должно
быть, греки. Столько мертвецов
Вне
дома могут бросить только греки...
|
Результат
почти года ожидания оказался на редкость неоднозначным. Не сказать,
что "Троя" - шедевр, но тем более не хочется говорить о фильме плохое.
Самой верной оценкой будет то, что он меня поразил - своим размахом,
зрелищностью, живой яркостью легендарных героев. Остальное надо
анализировать по пунктам.
С
начала фильма понимаешь, что - о, чудо! - ты попал в Древнюю Грецию.
Об этом говорят и обстановка, и манера общения, и самые незначительные
детали.
Примечательно,
что в картине много обнажённого тела - женского, равно как и мужского.
Хотя ничего "до 16-ти" умудрились не показать, от манеры и частоты
обнажений особенно веет Древней Грецией - там человеческое тело
было в почёте. Вернувшись
в палатку после сражения, Ахиллес спокойно скидывает с себя всё
- не обращая внимания на то, что там присутствует незнакомая женщина,
безо всякой стыдливости.
Женщина стриптизу Ахиллеса не удивилась
- обнажённое тело для греков было естественно. Стыдливость принесло
христианство гораздо позже.
Ахиллес
поражает своим невероятным для смертного презрением к смерти и к
любому начальству. Если действительно был такой герой под стенами
Трои, то вполне понятно, почему ходили легенды, якобы он - сын богини.
Его
философии можно позавидовать. Родился воином - значит, в этом твоя
суть, и смысл жизни - снискать славу на великой войне, которая прогремит
в веках. Незачем убивать врага, если этого никто не увидит; желательно
делать это на глазах у тысяч зрителей. Кто боится смерти - умрёт
бесславным, кто не боится - получит царскую дочь. Родись он сейчас,
ей-богу, стал бы актёром - из тех, что сами выполняют смертельно
опасные трюки.
Гектор,
напротив, - человек семейный. У него родился сын, и он больше не
хочет воевать. Но его изнеженный братец Парис - большой любитель
женщин и талант только по этой части - ввергает Трою в страшную
войну. Так вот, нехотя, Гектор идёт на битву и вступается за жизнь
брата, хотя и не одобряет его поступка. Трагичный он персонаж, этот
Гектор.
И
недаром он проигрывает поединок "богу войны" Ахиллесу - человек,
у которого жена и ребёнок, в смертельной схватке не может не думать
о них. А это для воина гибельно.
Из
Шона Бина получился неплохой Одиссей. Примечательно, что в этом
фильме он единственный из героев не погибает. Наверное, ему дали
роль царя Итаки как компенсацию за все зрелищные фильмы, в которых
его убивают в самом начале - будь то "Эквилибриум" или "Властелин
колец". В "Трое" он пожил, что называется, от души!
А
Орландо Блумович Леголас, ехидно замечу, в этой картине опять стреляет
из лука. Видимо, у него это хорошо получается - натягивать тетиву
с героическим эльфийским прищуром.
Очень
хороша сцена, где Парис сражается с Менелаем. Её эмоциональный накал
пробьёт и самого чёрствого. Чуда не произошло - царевич, ни разу
не сражавшийся в битвах, проигрывает как мальчишка матёрому Менелаю,
а затем с подрезанными ногами ползёт назад, не в силах взглянуть
смерти в лицо. Даже Станиславский, окажись он в зале, прослезился
бы и кричал: "Верю! Верю!"
Битва
под стенами Трои, которая последовала за этой дуэлью, - самая лучшая
в фильме, и не только в этом. Возможно, - лучшая среди всех фильмов
про античность. И здесь нету стерильности "Возвращения короля",
когда мукмак давит лошадь, а на огромной ступне - ни капли крови.
Здесь кровь брызжет на доспехи из порванных шей, здесь тысячи воинов
теснят друг друга щитами по всему фронту и волнуется океан копий,
здесь колесницы, отступая, мчатся прямо по распластанным телам и
отовсюду слышны крики умирающих и добиваемых. Масштабная, великая
сцена!
Приятно
видеть, что актёры в "Трое" напрочь лишены компьютерной лёгкости
- на них действует сила земного притяжения, и даже великие герои
в воздухе не летают. Сегодня в кино такое не часто увидишь.
Компьютерная
графика в фильме применялась, конечно. Но непонятно, где именно
она применялась - и это хорошо.
Вообще,
реалистичность сражений показана здорово. И историческая достоверность
соблюдена. Это вам не тупой "Гладиатор", где римские всадники используют
обувь со шпорами и длинные мечи, как у крестоносцев. Здесь - полураздетые
гоплиты и мечи без ножен, вкладываемые в щит, тонкие копья и примитивные
луки. И колесницы, на которых ездят самые знатные и самые большие
начальники.
Сценарий,
тем не менее, местами слизан со "Гладиатора" и "Спартака". От первого,
в частности, - вступление и демонстрация способностей Ахиллеса.
Узнаваемый метод: империя уже всех захватила, но одни остались.
И начинается всё с того, что империя победит и их, попутно предоставив
Максимусу / Ахиллесу возможность показать, чем он крут. От "Спартака"
здесь - горящие шары для боулинга, скатываемые троянцами на лагерь
греков.
С
момента гибели Патрокла Дэвид Беньоф (автор сценария) начал преувеличивать
роль героев. "На сегодня битва окончена" - говорит Гектор мирмидонянину.
Ну что это за ересь?
Чего
он испугался - мести Ахиллеса?! Патрокл вовсе не выглядел, как мальчишка,
и меч в его руках был не игрушечный. Так что: всё дело в знатности
убиваемого? Молодого илота убить можно, а брата героя нельзя? И
как Гектор сумел остановить бой, если в начале этой схватки отлично
видно, что фронт растянулся минимум на километр вдоль линии побережья?
Всем SMS сбросили или сообщение на древнегреческие пейджеры?!
Ещё
один явный недостаток сценария - видоизменение греческой легенды.
Вполне обоснованно было отказаться от богов, а также от морских
чудовищ и прочей фантастики. Но последовательность смертей и событий
ведь можно было правильно соблюсти!
Я
не говорю о том, что Троянская война длилась не один год, и Троя
выдержала далеко не один приступ ахейцев. Я не говорю о том, что
раскол в греческих рядах - раздор между Агамемноном и Ахиллесом
- в фильме так и не завершился; Агамемнон должен был сам помириться
с Ахиллесом, чтобы вновь объединить войска ради победы.
Я
даже не говорю о преждевременной смерти Аякса, о неожиданном убийстве
Менелая Гектором, о глупой смерти Агамемнона. Но Ахиллес! - Ахиллес
должен был умереть под стенами Трои! И он не участвовал в
этой затее с конём.
По
легенде, его поразил стрелой Парис у Скейских ворот, и за его тело
разгорелась страшная битва. Ахейцы не хотели оставлять мёртвого
героя на поругание врагам - и вокруг тела Ахиллеса громоздились
новые горы трупов, пока Аякс с Одиссеем не вынесли тело с поля боя.
Очевидно,
что такая сцена смотрелась бы куда выигрышней, чем штампованная
беготня по гибнущему городу в поисках возлюбленной и бесславная
смерть героя на аккуратном газоне.
Если
смотреть на фильм в целом, то "Троя" распадается на две отдельные
части. В первой части плещется море, трещат щиты под ударами копий
и раздаются крики умирающих. Во второй, в основном, плачут женщины
и им подвывает рыдательная арабская музыка.
Но
у этих двух частей нет строгой "линии разреза". Казалось бы, фильм
начинает скатываться от героического эпоса к эпической мелодраме
после смерти Патрокла - но нет! - Ахиллес с Гектором ещё успевают
устроить самый виртуозный в истории кино поединок на мечах. После
этого уже ничто не может спасти "Трою" от набившего оскомину голливудского
штампа. И Ахиллес, пронзённый пятью стрелами, хорошо поставленным
голосом просит Брисеиду уходить со своим убийцей, а затем красиво
умирает.
Финал
"Трои" откровенно слаб. Разве что затея с конём показана довольно
умело. Но то, как Брисеида заколола Агамемнона и как умирал Ахиллес,
разочаровывает. Так бездарно испортить фильм с таким превосходным
началом! Помнится, от "Последнего самурая" было похожее впечатление…
В
общем, начали за здравие, а закончили за упокой. Это не метафора
- потому что ближе к концу в фильме действительно жгут слишком много
погребальных костров и, не стесняясь, поливают зрителей вёдрами
слёз под прилежно рыдающую музыку.
Вообще
говоря, "Троя" - это о смысле жизни. Об этом говорят вступительная
и финальная фразы. Они - совсем не о древних героях, а о том, зачем
нужна жизнь каждому из нас - теперь, когда мы её уже получили и
назад не отдашь. С какой целью мы живём и что хотим получить в итоге?
И есть ли разница, были мы или нет, если о нас никто никогда не
вспомнит? А может, нужно делать что-то, что увековечит наши имена
в истории - чтобы их помнили тысячи лет? И пусть говорят: он жил
во времена Бреда Питта. Пусть говорят: он жил во времена Вольфганга
Петерсена.
|