Посейдон
300 спартанцев
Беовульф
Все умрут. Но не все умеют жить.
/Уильям Уоллес/

Троянская война окончена...

Постеры не наврали: легенда ожила. Но значительно видоизменилась.

 

 

 

А было время, когда в мире не было кино.

Нигде.

И красавцам-мужчинам в полном расцвете сил приходилось сражаться и умирать, чтобы добиться славы и сохранить о себе память в преданиях.

Теперь всё проще.

Теперь, чтобы прославить на весь мир своё имя, достаточно стать актёром и сыграть в каком-нибудь эпике голливудского масштаба.

Таком, например, как "Троя".

 

Мой Телемак, Троянская война

Окончена. Кто победил - не помню.

Должно быть, греки. Столько мертвецов

Вне дома могут бросить только греки...

Письмо Одиссея сыну

 

Результат почти года ожидания оказался на редкость неоднозначным. Не сказать, что "Троя" - шедевр, но тем более не хочется говорить о фильме плохое. Самой верной оценкой будет то, что он меня поразил - своим размахом, зрелищностью, живой яркостью легендарных героев. Остальное надо анализировать по пунктам.

С начала фильма понимаешь, что - о, чудо! - ты попал в Древнюю Грецию. Об этом говорят и обстановка, и манера общения, и самые незначительные детали.

Примечательно, что в картине много обнажённого тела - женского, равно как и мужского. Хотя ничего "до 16-ти" умудрились не показать, от манеры и частоты обнажений особенно веет Древней Грецией - там человеческое тело было в почёте. Вернувшись в палатку после сражения, Ахиллес спокойно скидывает с себя всё - не обращая внимания на то, что там присутствует незнакомая женщина, безо всякой стыдливости.

Женщина стриптизу Ахиллеса не удивилась - обнажённое тело для греков было естественно. Стыдливость принесло христианство гораздо позже.

 

Ахиллес поражает своим невероятным для смертного презрением к смерти и к любому начальству. Если действительно был такой герой под стенами Трои, то вполне понятно, почему ходили легенды, якобы он - сын богини.

Его философии можно позавидовать. Родился воином - значит, в этом твоя суть, и смысл жизни - снискать славу на великой войне, которая прогремит в веках. Незачем убивать врага, если этого никто не увидит; желательно делать это на глазах у тысяч зрителей. Кто боится смерти - умрёт бесславным, кто не боится - получит царскую дочь. Родись он сейчас, ей-богу, стал бы актёром - из тех, что сами выполняют смертельно опасные трюки.

Гектор, напротив, - человек семейный. У него родился сын, и он больше не хочет воевать. Но его изнеженный братец Парис - большой любитель женщин и талант только по этой части - ввергает Трою в страшную войну. Так вот, нехотя, Гектор идёт на битву и вступается за жизнь брата, хотя и не одобряет его поступка. Трагичный он персонаж, этот Гектор.

И недаром он проигрывает поединок "богу войны" Ахиллесу - человек, у которого жена и ребёнок, в смертельной схватке не может не думать о них. А это для воина гибельно.

Из Шона Бина получился неплохой Одиссей. Примечательно, что в этом фильме он единственный из героев не погибает. Наверное, ему дали роль царя Итаки как компенсацию за все зрелищные фильмы, в которых его убивают в самом начале - будь то "Эквилибриум" или "Властелин колец". В "Трое" он пожил, что называется, от души!

А Орландо Блумович Леголас, ехидно замечу, в этой картине опять стреляет из лука. Видимо, у него это хорошо получается - натягивать тетиву с героическим эльфийским прищуром.

 

Очень хороша сцена, где Парис сражается с Менелаем. Её эмоциональный накал пробьёт и самого чёрствого. Чуда не произошло - царевич, ни разу не сражавшийся в битвах, проигрывает как мальчишка матёрому Менелаю, а затем с подрезанными ногами ползёт назад, не в силах взглянуть смерти в лицо. Даже Станиславский, окажись он в зале, прослезился бы и кричал: "Верю! Верю!"

 

Битва под стенами Трои, которая последовала за этой дуэлью, - самая лучшая в фильме, и не только в этом. Возможно, - лучшая среди всех фильмов про античность. И здесь нету стерильности "Возвращения короля", когда мукмак давит лошадь, а на огромной ступне - ни капли крови. Здесь кровь брызжет на доспехи из порванных шей, здесь тысячи воинов теснят друг друга щитами по всему фронту и волнуется океан копий, здесь колесницы, отступая, мчатся прямо по распластанным телам и отовсюду слышны крики умирающих и добиваемых. Масштабная, великая сцена!

 

Приятно видеть, что актёры в "Трое" напрочь лишены компьютерной лёгкости - на них действует сила земного притяжения, и даже великие герои в воздухе не летают. Сегодня в кино такое не часто увидишь.

Компьютерная графика в фильме применялась, конечно. Но непонятно, где именно она применялась - и это хорошо.

Вообще, реалистичность сражений показана здорово. И историческая достоверность соблюдена. Это вам не тупой "Гладиатор", где римские всадники используют обувь со шпорами и длинные мечи, как у крестоносцев. Здесь - полураздетые гоплиты и мечи без ножен, вкладываемые в щит, тонкие копья и примитивные луки. И колесницы, на которых ездят самые знатные и самые большие начальники.

Сценарий, тем не менее, местами слизан со "Гладиатора" и "Спартака". От первого, в частности, - вступление и демонстрация способностей Ахиллеса. Узнаваемый метод: империя уже всех захватила, но одни остались. И начинается всё с того, что империя победит и их, попутно предоставив Максимусу / Ахиллесу возможность показать, чем он крут. От "Спартака" здесь - горящие шары для боулинга, скатываемые троянцами на лагерь греков.

 

С момента гибели Патрокла Дэвид Беньоф (автор сценария) начал преувеличивать роль героев. "На сегодня битва окончена" - говорит Гектор мирмидонянину. Ну что это за ересь?

Чего он испугался - мести Ахиллеса?! Патрокл вовсе не выглядел, как мальчишка, и меч в его руках был не игрушечный. Так что: всё дело в знатности убиваемого? Молодого илота убить можно, а брата героя нельзя? И как Гектор сумел остановить бой, если в начале этой схватки отлично видно, что фронт растянулся минимум на километр вдоль линии побережья? Всем SMS сбросили или сообщение на древнегреческие пейджеры?!

Ещё один явный недостаток сценария - видоизменение греческой легенды. Вполне обоснованно было отказаться от богов, а также от морских чудовищ и прочей фантастики. Но последовательность смертей и событий ведь можно было правильно соблюсти!

Я не говорю о том, что Троянская война длилась не один год, и Троя выдержала далеко не один приступ ахейцев. Я не говорю о том, что раскол в греческих рядах - раздор между Агамемноном и Ахиллесом - в фильме так и не завершился; Агамемнон должен был сам помириться с Ахиллесом, чтобы вновь объединить войска ради победы.

Я даже не говорю о преждевременной смерти Аякса, о неожиданном убийстве Менелая Гектором, о глупой смерти Агамемнона. Но Ахиллес! - Ахиллес должен был умереть под стенами Трои! И он не участвовал в этой затее с конём.

По легенде, его поразил стрелой Парис у Скейских ворот, и за его тело разгорелась страшная битва. Ахейцы не хотели оставлять мёртвого героя на поругание врагам - и вокруг тела Ахиллеса громоздились новые горы трупов, пока Аякс с Одиссеем не вынесли тело с поля боя.

Очевидно, что такая сцена смотрелась бы куда выигрышней, чем штампованная беготня по гибнущему городу в поисках возлюбленной и бесславная смерть героя на аккуратном газоне.

 

Если смотреть на фильм в целом, то "Троя" распадается на две отдельные части. В первой части плещется море, трещат щиты под ударами копий и раздаются крики умирающих. Во второй, в основном, плачут женщины и им подвывает рыдательная арабская музыка.

Но у этих двух частей нет строгой "линии разреза". Казалось бы, фильм начинает скатываться от героического эпоса к эпической мелодраме после смерти Патрокла - но нет! - Ахиллес с Гектором ещё успевают устроить самый виртуозный в истории кино поединок на мечах. После этого уже ничто не может спасти "Трою" от набившего оскомину голливудского штампа. И Ахиллес, пронзённый пятью стрелами, хорошо поставленным голосом просит Брисеиду уходить со своим убийцей, а затем красиво умирает.

Финал "Трои" откровенно слаб. Разве что затея с конём показана довольно умело. Но то, как Брисеида заколола Агамемнона и как умирал Ахиллес, разочаровывает. Так бездарно испортить фильм с таким превосходным началом! Помнится, от "Последнего самурая" было похожее впечатление…

В общем, начали за здравие, а закончили за упокой. Это не метафора - потому что ближе к концу в фильме действительно жгут слишком много погребальных костров и, не стесняясь, поливают зрителей вёдрами слёз под прилежно рыдающую музыку.

 

Вообще говоря, "Троя" - это о смысле жизни. Об этом говорят вступительная и финальная фразы. Они - совсем не о древних героях, а о том, зачем нужна жизнь каждому из нас - теперь, когда мы её уже получили и назад не отдашь. С какой целью мы живём и что хотим получить в итоге? И есть ли разница, были мы или нет, если о нас никто никогда не вспомнит? А может, нужно делать что-то, что увековечит наши имена в истории - чтобы их помнили тысячи лет? И пусть говорят: он жил во времена Бреда Питта. Пусть говорят: он жил во времена Вольфганга Петерсена.

 

Ахиллес
Hosted by uCoz