Град обреченный
"28 дней
спустя" про то, что худшие из чудовищ - люди
«Покайтесь! Конец охрененно близок». – таким посланием встречает
курьера Джима, вышедшего из комы, опустевший Лондон. Зрелище жуткое:
крупнейший мегалополис при свете дня без малейших признаков жизни.
Страшный сон Дэвида Эймса из «Ванильного неба». Джим попал в аварию,
разбил башку, очнулся в больнице – а вокруг никого. За 28 дней
эпидемия неконтролируемой ярости, делающая из людей резвых зомби «в
кровавом угаре», полностью очистила город.
Второй фильм творческого союза Дэнни Бойла и Алекса Гарланда
(сделавших до этого «Пляж») можно было бы назвать просто
качественным трэшаком про зомби, если бы он не содержал четкий
идейный посыл: «Человечество – это болезнь, раковая опухоль планеты»
(С) агент Смит. «Я видел это и раньше, ничего не изменилось: люди
убивают людей» - говорит сержант-философ про царящий в Англии
беспредел.
Сюжет про зомби расцветает яркими красками в первую четверть фильма:
это и эстетский взрыв бензаправки, показанный во множестве ракурсов,
и закованные в броню люди, расшвыривающие зомби дубинками... Все
очень бодро и почти документально – в чем фирменный стиль фильма.
В происходящем чувствуется классная метафора: Бойл как бы усилил
тенденции общества, убыстрил происходящие процессы – и вот уже люди
не где-то там, по телевизору методично топчут и убивают друг друга,
а здесь, в твоем родном городе бегут за тобой и рвут зубами и
пальцами. Естественная теория насилия: высокая кучность проживания
порождает всплески агрессии.
Но Бойл не был бы собой, если бы ограничился одним
противопоставлением человеческого острова (семьи, друзей, локального
сообщества) – бушующему морю людей. И Бойл быстро переходит от зомби
на само человечество – которое, если разобраться, мерзее любых
чудовищ.
Сюжет с военными в фильме великолепен – он берет за жабры, вовлекает
эмоционально и напоминает экспедицию Андрея Воронина и сотоварищей в
«Граде обреченном» Стругацких. Тут тот же Хнойпек, готовый
насиловать чужих женщин, те же хари, которые хочется рвать и топить
в крови. И Джим рвет и топит, – меняясь, как и Андрей, на глазах
зрителей кардинально. Он защищает то, что ему дорого; он имеет на
все полное право.
И глядя на эту безупречно логичную кровавую вакханалию, прекращаешь
беспокоиться из-за зомби и будущего человечества. Не все среди нас
безнадежны, но конец все равно охрененно близок. Как писал Хайнлайн
в «Логике империи», «все должно стать намного хуже, прежде чем
станет немножко лучше».
|