Титаны
"Гангстер"
Ридли Скотта про арифметику добра и зла
Полицейский
Риччи Робертс нашёл в багажнике машины подозреваемого миллион
долларов непомеченными купюрами – и сдал их властям, зная, что
эти деньги все равно попадут к коррумпированным копам.
Лидер одной из гарлемских банд умер практически на руках у
своего шофера и помощника Фрэнка Лукаса, и Фрэнк твердо решил
занять его место. Он наладил прямые поставки героина из
Вьетнама и Лаоса, предложив продукт качеством выше, чем у
конкурентов, по цене ниже, чем у конкурентов.
За случай с
миллионом Риччи Робертс стал для коллег-полицейских чужим, и в
конце концов ушёл во вновь образованное специальное управление
по борьбе с наркотиками. Он развёлся с женой и начал с ней
судиться из-за ребенка. Его роман с собственной адвокатшей
плохо отражался на ходе процесса… Фрэнк Лукас тем временем
купил маме дом, женился на прекрасной латиноамериканке, и
каждое воскресенье ходил с семьёй на службу в церковь.
Пока
Риччи Робертс горел на работе, Фрэнк Лукас заживо жёг людей,
его работе мешающих. Гоняясь за поставщиками наркотиков,
Робертс неизбежно вышел на след Лукаса. С этого момента их
встреча была практически предопределена.
«Гангстер» Ридли Скотта вряд ли можно считать
в полном смысле криминальной историей. Стрельбы тут мало,
детектив слишком разбавленный, чтобы служить пружиной для
сюжета. По большей части фильм ходильно-разговорный, и драма
характеров в нём если и есть, то какая-то неявная, обращенная
внутрь себя.
«Гангстер» больше всего напоминает духовный
поиск в «Поезде на Юму», но он о другом.
Всё внимание
приковано в фильме к двум исполинским фигурам своего времени –
гангстеру и копу.
Фрэнк Лукас с его внутренним кодексом
чести, невозмутимый и твёрдый – подлинный титан. Он
хладнокровен и невероятен: чернокожий мафиозо, возвысившийся
над итальянской и всеми прочими мафиями Нью-Йорка, –
практически невидимка для полиции, которая отказывается
поверить в его существование. Появляясь на экране, Лукас
приковывает к себе абсолютно всё внимание, делая любое
окружение не более чем фоном. Он – яркое воплощение зла, вроде
булгаковского Воланда, но привлекателен своими принципами и
заботой о близких.
Риччи Робертс – всего лишь честный коп
с бульдожьей хваткой, с кучей проблем в жизни из-за своего
буйного нрава. Честность делает его уникальной и по-своему
выдающейся фигурой среди многих прочих «королей улиц». Он –
воплощение хороших качеств, но с червоточинкой: слишком
непереносим.
В фильме будет увлекательная слежка,
разборки титана-Лукаса с конкурентами и даже захват
наркопритона с красивой ридли-скоттовской перестрелкой. Но
главное сегодня – не битва добра со злом, а окружающая
серость, берущая взятки, которая – ни то, ни сё («О, если бы
ты был холоден или горяч!»). На фоне вязкой серой трясины
окружения Лукас и Робертс одинаково хороши, и нет никакой
разницы, черным быть или белым, лишь бы не никаким.
Ридли
Скотт уравнял добро и зло.
|