Ситуация духовного поиска
"Поезд на Юму"
про родственные души
Грабитель инкассаторских
дилижансов и харизматический злодей Бен Уэйд по общей безмятежности
и расслабленности своей натуры попадает в ловушку к представителям
федеральных властей. Вся округа жаждет его повесить, но лично в этом
никто не собирается участвовать, – потому что по следу Бена и
федералов идет невыносимо стильный подручный Уэда, Чарли Принц,
вместе с бандой отчаянных головорезов. Помочь в транспортировке Бена
на железнодорожную станцию, где его посадят на поезд в Юму (в
которой есть тюрьма и виселица), вызывается погрязший в долгах
фермер Дэн Эванс за жизненно важные для него двести долларов. С
этого момента начинается путешествие длиною в жизнь.
Хорхе Луис Борхес в свое время свел все сюжеты мировой литературы к
четырем «вечным», повторяющимся из раза в раз во всех произведениях:
об обороне укрепленного города, поисках цели, возвращении домой и
самоубийстве Бога. Джеймс Мэнголд своим фильмом буквально вводит
пятый, кинематографический: ожидание поезда на Юму на вокзале в
Контемптоне, который увезет каждого в другую жизнь.
История в фильме даром что проста – взятая в перспективе, она
оказывается нагромождением смыслов и метафор, часть из которых ни
понять, ни объяснить.
Бен Уэйд, великий грабитель, находится в духовном поиске – не то
«идеального кадра», рисуя голых женщин и птиц; не то общения и
родства – которого ему не может дать его душное головорезное
окружение. Столкнувшись с фермером Дэном, ставшим его временным
сторожем, Бен что-то такое нашёл для себя, чего он в других не видел
и ему недоставало. Но рисунки личностей и жизней уже закончены, и
все остальное действие в фильме – лишь дань этой невозможной и
неосуществившейся дружбе.
Выходя за границы определения пола, Дэн для Уэйда – как Кларисса для
Ганнибала, и эта история временами удивительно напоминает ту.
«Стокгольмский синдром» - пошутили бы парни из «Достучаться до
небес», если бы дожили.
Но история про Ганнибала и Клариссу более картинна и дана
контрастней – художественное полотно, а не карандашный набросок;
концептуальное кино, а не жизнь. В фильме Мэнголда же все безнадежно
реально – кровь, пот, пропыленная одежда и песок на зубах:
очерченные добро-зло в этом как-то размываются, смешиваются и
выходят за собственную грань.
Как художественное полотно «Поезд на Юму» безупречно скроен и
идеально выверен. В нем нет ничего лишнего – все эпизоды ровно на
своём месте и даны в той последовательности, которая требуется,
чтобы донести до нас Мысль. Гениальная простота в концентрированном
виде, не иначе.
Снимая «Юму», режиссер Джеймс Мэнголд со сценаристами сделали
невозможное, прошли по лезвию бритвы, отделяющей бескомпромиссный
шедевр от смазливой мелодрамы. Ведь ещё бы чуть-чуть – и Кроу с
Бейлом сбились бы в репликах на эмоции и сопли, а Чарли Принц
оказался в роли ревнующей брошенной жены и выглядел бы по-идиотски.
Но вышел вестерн – сугубо мужское кино, открытое, как американская
улыбка, правдивое и точное, как выстрел в лицо, и очень символичное.
Один из самых сложных символов в нём – Чарли Принц: фигура безликая,
инфернальная. Недаром он в фильме единственный меняет обличье, и на
постере изображен спиной в своем стильном (холодном) кожаном плаще.
Как ни сжимай часы, время не остановишь - но Джеймс Мэнголд, в
первой части картины разогнав свой локомотив, до последнего предела
выдерживает душераздирающую паузу в действии сценой в отеле, где Дэн
Эванс и Бен Уэйд в люксе для новобрачных ждут трех часов и своего
выхода.
А после события уже просто выходят за рамки реальности, превращаясь
в какой-то совершенный символизм и парад метафор. Дэн с Беном
стремятся на вокзал в Контемптоне, чтобы дождаться каждый своего
поезда, часы тикают, весь мир против них, а за Беном идет холодный
человек с кольтами, который хочет заставить его смириться c выбором,
которого Бен не делал.
Привычный мир рушится, над логикой торжествует совершенная
иррациональность – и действие, пробивая все барьеры метафизическим
поездом братьев Люмьер, уходит в такую стратосферу, что из глаз
невольно брызжут слёзы от обрушившегося на тебя понимания природы
жизни.
|