Не родись
"Дитя
человеческое" Альфонсо Куарона про кризис рождаемости идей
"Дитя человеческое" - яркий
пример картины, в которой не над чем подумать. В правдивости и
натурализме отображения реальности она многие фильмы способна
заткнуть за пояс, но содержательно больше напоминает документальный
фильм о возможном будущем, чем идейную художественную ленту.
Фильм посвящен проблеме беженцев
и вынужденных переселенцев, которая становится все острее в странах
"золотого миллиарда". С обложки на нас глядит будущее, у которого на
этот раз - хмурое небритое лицо Клайва Оуэна. На дворе 2027 год:
только что убит самый молодой житель планеты - восемнадцатилетний
парень - а дети давно уже давно перестали рождаться. Массовая
истерия, всеобщий депресняк и ожидание вымирания человечества
развязали кровавые войны в регионах, где рождалось больше всего
детей - Африке, Азии. Беженцы из этих мест неостановимым потоком
хлынули в развитые страны, вынуждая их закрывать границы и вводить
чрезвычайный режим. Одна из противостоящих правительству
террористических групп, защищающая права переселенцев, обнаруживает
чернокожую женщину, которая в скором времени собирается родить.
Сюжет достаточно незамысловат:
весь фильм артист Оуэн будет сопровождать и спасать беременную от
разъяренных толп и отдельных безумцев, потерявших человеческий
облик. Разучившись дарить жизнь, цивилизация сошла с ума и начала
ускоренно уничтожать саму себя. В фильме очень любопытно следить за
количеством смертей, сопровождающих процесс спасения
одного-единственного младенца.
Альфонсо Куарон сделал будущее
очень реальным, всего-навсего сгустив краски над настоящим.
Получилось тревожно и эффектно, но больше фильму нечем зацепить
разум: евангельское "Любите друг друга" исчерпывает себя где-то в
первой четверти экранного действия. Хотя финал фильма захватывает
превосходными съёмками сумбурной бойни на улицах города: стрельба -
практически "Спасение рядового Райана", никак не меньше.
Этот кризис рождаемости в
фильме, на котором раскручен сюжет, вызывает тоску отнюдь не по
убиенным беженцам и не по детским голосам - а по кризису идей. Идеи,
как и дети, больше не рождаются - и бесплодное человечество
вынужденно переваривать себя самое. Грустно, что такие режиссеры как
Куарон творят стилистически и изобразительно безупречные проекты, но
не содержащие никакой пищи для ума. Цивилизация погибнет.
p.s. Артист Клайв Оуэн в этом
фильме похож на Николаса Кейджа - и играет роль, для Кейджа очень
характерную. Сам Оуэн мне всегда казался более волевым, решительным,
предназанченным для других ролей (см. Дуайт в "Городе грехов"). Но
эта мягкотелая и печальная "кейджевская" роль делает его здесь
оригинальным.
|