Тьма человечества
"10 000 лет
до н.э."
- красивейший эпик Эммериха про первобытность
А ну
отдай мой каменный топор!
И шкур моих набедренных не тронь!
Молчи, не вижу я тебя в упор, -
Сиди вон и поддерживай огонь!
...
Старейшины сейчас придут ко мне, -
Смотри еще - не выйди голой к ним!
Век каменный - и не достать камней, -
Мне стыдно перед племенем моим!
В.Высоцкий
Красивейший новый фильм Ролана
Эммериха про epic journey во времена тьмы, не успел он выйти, тут же
растерзали с одинаковой саблезубостью критики и зрители. «10 000 лет
до н.э.» ругают буквально за всё – утомительно перечислять. Кажется,
все без исключения вислоухие лохи моментально сделались знатоками
древней истории и не переминули авторитетно указать Эммериху на то,
что мамонты на самом деле не строили египетские пирамиды.
В своё время Пелевин писал про
критиков, которые начинают «швыряться калом из своих ям», едва
заметят ощутимую слабину в любом творении. Всё Интернет-сообщество,
пишущее и читающее, с выходом фильма Эммериха уподобилось
пелевинским «калометателям».
На самом деле фильм вполне
хорош. Он достаточно стерильный и чересчур детский, пожалуй, чтобы
его можно было воспринимать всерьёз, но разнообразных идей и
интересностей в «10 000 лет до н.э.» целый ворох! Из всех фильмов
Эммериха, что я видел, пожалуй, только «Годзилла» настолько же
хороша, и «Универсальный солдат» - но последний всё же несколько из
другой весовой категории. Я вообще считаю себя поклонником Эммериха
как режиссера за то, что он, как и Майкл Бэй, - один из главных
визионеров современного кино, и не боится высказывать наивные смелые
идеи насчет человечества.
Итак, легенда про времена тьмы.
На небольшой поселок охотников на мамонтов нападают всадники и
уводят половину жителей в рабство. Среди захваченных – девушка с
удивительными для этих мест голубыми глазами, в которую влюблен
охотник Д’Лех – сын бывшего, ушедшего из племени вождя. С крошечным
отрядом из трех человек Д’Лех отправляется за своей любимой на край
света, в таинственный город пирамид, путь в который лежит через
чужие и полные опасностей земли.
Явно приукрасив и самих древних
людей, и их одежду и быт, Эммерих сделал какой-то необыкновенно
красивый и экзотичный фильм. Вся картина выдержана преимущественно в
двойной цветовой гамме – песочно-желтых цветах степей, пирамид и
пустынь и сине-стальных цветах сумерек, скал и рек. Мамонты
прекрасны и величественны, корабли и древние города удивительны,
словно в первый раз, а синеглазая красавица по имени Эволетт (Камилла
Белль) так хороша, что хоть на край света за ней (а потом – с ней).
Дело, конечно, не в красотах,
точнее – не только в них. Эммерих всегда был гуманистом, а в «10 000
лет до н.э.» - особенно и как-то воодушевляющее смело. Придумав
альтернативную историю про создание египетских пирамид
эвакуированными с потонувшей Атлантиды царями, явившимися чуть ли не
со звёзд, режиссер фактически предположил, что всякое порабощение и
«война без особых причин» изначально чуждо человеческой природе.
Племена охотников у Эммериха
живут свободно и мирно, и всё, что им нужно, в общем, – чтобы в их
долины забредали время от времени мамонты. Сражаются они
исключительно в целях охоты и за любовь, а всякое насилие над
свободой (людей и мамонтов) в фильме исходит от царей-«пришельцев»,
строящих непонятные пирамиды. Вы знаете хоть одного современного
художника от истории и культуры, способного высказать настолько
смелую гуманистическую идею?
Но и это не самое главное.
Может быть, критики (из разряда
любителей попкорна) так невзлюбили новый фильм Эммериха потому, что
в нём, как в зеркале, отражается история человеческого рода и,
понемножку, - все мы. Человек дешифрует ДНК, расщепляет атомы и
выходит в открытый космос, но последние двенадцать тысяч лет всё,
что ему нужно, в сущности, - это женщина в жилище на мехах, мамонт
(читай - супермаркет) поблизости, да возможность смотаться иногда в
тёплые края, к пескам и пирамидам. Лишь единицы, вроде Ролана
Эммериха да упомянутого в фильме вскользь отца Д’Леха, «желают
странного», начиная духовный поиск – и уходят от действительности
прочь: за Великие горы, во времена тьмы…
|