Wonderland
"Обитель
зла 3: вымирание" про
страну чудес
За что люблю режиссера Пола В.С.
Андерсона – в его творениях удивительным образом сочетаются
пустоголовая развлекательная пластмассовость и веера роскошных,
неоднозначных идей.
Третья часть эпика про «Обитель
козла» именно такая: легкий незатянутый блокбастер и пиршество для
глаз, в котором – откуда что взялось? – вдруг обнаруживаются зачатки
таких идей и новых сюжетных веяний, которым сам Кэмерон с Бойлом
наверняка позавидовали.
Про сюжет рассказывать вовсе не
нужно. Корпорация «Амбрелла» делала косметику, но ошиблась в
расчетах – и получила армию заразных зомбей. Милла Йовович, то есть
Эллис, три фильма напропалую гасит и зомбей, и «Амбреллу», и не
может загасить.
Сериал прогрессирует, как
раковая опухоль: за три части он успешно заполонил сначала секретную
лабораторию, затем город и, наконец, планету. Как космическое облако
зла из «Пятого элемента», он жадно вбирает в себя обломки и живые
части других фильмов – будь то «Безумный Макс», «28 дней спустя» и
даже «Терминатор». И, как в облаке зла фосфорицируют тени, так в
фильме происходят разные непонятные и пугающие процессы,– парят над
землей мотоциклы и камни, бегают освежеванные собаки-зомби, ходят
одинаковые девушки.
Написав «Чужака в чужой стране»,
Роберт Хайнлайн в свое время перенес Маленького принца в наш
реальный мир, сделав сказку былью. Андерсон так же по-своему жестоко
поступает с Алисой из кэрроловской сказки – даром что героиню его
фильма зовут Элис.
Мир Андерсона, где «Амбрелла»,
зомби и лазеры – та же Вундерлэнд из «Алисы в Стране чудес». Не пей
зараженную кровь – козлёночком станешь, а деловитая и вечно немного
удивленная Йовович – точь-в-точь повзрослевшая Алиса, «дитя с
безоблачным челом и безмятежным взглядом».
Создав концепцию, Андерсон в
третьем фильме разворачивает её в неожиданную сторону.
Может быть, это со мной
что-нибудь не в порядке, но я увидел в третьей «Обители»
противостояние талантливого ученого и его вышедшего из-под контроля
творения. Элис – клон, и она, хоть и олицетворяет силы добра, в
общем-то, уже чужда человечеству, а человечество чуждо ей. Чем
больше её копий появляется в тени «Улья», тем больше непонятных
перемен происходит в ней, тем больше могущества она получает,
которым ещё не умеет управлять. Сила находит выход во сне и в
критических обстоятельствах: и катарсис – встреча Элис и её творца,
расстрел в палатке, после которого все пошло кувырком и ученый
потерял разум.
Роскошных сцен вроде этой в
фильме много: вооруженная изогнутыми тесаками, Элис крошит зомбей
как винегрет, и капли крови повисают в воздухе крупными горошинами.
Зомби, впрочем, вышли слегка деревянными – в одинаковых робах, с
одинаковыми рожами, они превращают действие в подобие компьютерной
игры: красиво, но не трогает.
Что действительно трогает, так
это «сто одна смерть»: во-первых, таран толпы зомби
грузовиком-бензовозом и последняя затяжка от души, когда к тебе уже
тянутся уродливые руки… В хит-параде эффектных смертей эта,
безусловно, в первой десятке.
Во-вторых, и не меньше – сцена
про Элис и сто ворон™, когда небо черно от безумных тварей, но по
нему уже бежит благородный огонь: и вот девушка стоит под волной
огня, как под навесом, а сверху на неё падают клочья пепла.
Третья «Обитель зла» вполне
удалась, но это, в общем, реквием по Элис: из этой Страны чудес она
уже вряд ли вернется. Следующие серии с новыми чудесами будут,
определенно, про других синеглазых девочек.
|