Эдвард
Нортон: Я люблю разное кино
Американский
актёр о своём режиссёрском дебюте
Эдварда Нортона зрители
запомнили по "Бойцовскому клубу" - одному из самых громких американских
фильмов года. Там он сыграл главного героя: клерка, яппи, скромного,
но с червоточинкой. Он играл неонаци в "Американской истории Икс",
убийцу в "Первобытном страхе" и адвоката в "Ларри Флинте". Потом
сам дебютировал в качестве режиссёра, сняв симпатичную комедию про
то, как два молодых священника, аббат и раввин, разом влюбились
в обворожительную подругу детства, и сыграл этого самого аббата.
На адвоката, только начинающего и очень застенчивого, Нортон похож
и в жизни - выпускник Йеля, магистр исторических наук, папенькин
сынок (папа тоже адвокат).
- Тяжело, наверное,
быть звездой и давать по двадцать интервью в день?
- Ничего, я привык.
Это часть работы, никуда не денешься. Хуже всего бывает перед выходом
нового фильма в прокат: есть всякие партнёры, эксклюзивы, информационные
спонсоры, к тому же приходится записывать длиннющее промо-интервью,
минут на восемьдесят, которые потом рассылают в те страны, куда
я физически не могу добраться. Из него потом ушлые телекомпании
нарезают такие непринуждённые беседы якобы со мной. То есть ответы,
получается, уже готовы заранее, а журналистам к ним остаётся придумать
свои оригинальные вопросы. Очень смешно иногда выходит.
- Эдвард, так отчего
же вы решили делать своё кино, да к тому же романтическую комедию?
Глядя на вашу фильмографию,
не скажешь, что вы тяготеете к комическому жанру - если не считать,
конечно, "Все говорят, что я люблю тебя".
- Ну, не только же
триллеры есть на белом свете. Я люблю разное кино. Вы, наверное,
не знаете, что меня приглашал Форман сниматься в своём новом фильме
"Человек на Луне"?
- Я слышал, что
Форман не мог решить, кто ему больше нравится - вы или Кэрри и послал
пробы на выпускающую студию. Студия выбрала Кэрри.
- (Смущённо.) Кто вам
такое сказал? Нет, там всё немножко по-другому было. Милош давно
меня приглашал, и пробы его вполне устраивали, но там так сложилось,
что мне пришлось выбирать между "Человеком на Луне" и "Бойцовским
клубом". Ну, и вы знаете, что я выбрал. Я знал, конечно, что Кэрри
тоже пробуется на эту роль, и, сказать по правде, мне кажется, что
ему она подходит гораздо больше, Ну, я хочу сказать, что для меня
фигура Энди Кауфмана ничего такого особенного не значит, он на меня
не влиял и все такое, а вот на Кэрри, я знаю, он повлиял очень сильно,
и это его любимый комик, так что, по-моему, все вышло прекрасно.
Это я все к тому, что комедии от меня не то чтобы чертовски далеки.
Да и "Бойцовский клуб", по-моему, очень смешной фильм.
- Смешной?! Да уж,
обхохочешься.
- Очень смешной, по-моему.
По крайней мере, первая его часть. Мы хотели сделать так, чтобы
люди смеялись, я хотел, по крайней мере. Это же сатира, кривое зеркало!
Хотя, конечно, в нем поднимаются серьезные проблемы, и это проблемы
моего поколения - поколения, которое подмяла под себя вся эта материальная
культура, все это рекламное наваждение, поколения, которое рассталось
с детскими иллюзиями и зачастую не находит себя в новой жизни.
- Ну все равно же
мрачноватое кино. После него очень хочется дать кому-нибудь в морду.
Такую реакцию зрителей вы тоже прогнозировали заранее?
- Да, я понимаю, к
чему вы клоните. Насилие у нас в США - это реальность, с которой
мы сталкиваемся ежедневно. Равно как и национализм. Его не киношники
выдумали. С другой стороны, кино сейчас обладает самым мощным воздействием
на публику, это самое серьезное культурное оружие - мощнее, чем
масс-медиа, чем телевидение, и поэтому мы должны, обязаны поднимать
эти проблемы. Я все время вспоминаю, как мы с Милошем Форманом впервые
летели в Прагу после выхода в свет "Ларри Флинта" - Форман хотел
показать его Гавелу, сделать чешскую премьеру, и в самолете я читал
разные эссе президента. Самым первым там шло новогоднее поздравление
чешскому народу, это было первой его речью после избрания. "Мы должны
назвать вещи своими именами", писал Гавел - о том, что все плохо,
что страна в кризисе. Вот и мы так же - просто называем вещи своими
именами. Это, по крайней мере, честно. И я ни секунды не сомневался,
принимать ли участие в съемках "Бойцовского клуба". Главное - не
делать из насилия развлекаловку, вот что.
- Ну хорошо, вернемся
к вашему новому фильму...
- Это действительно
мой режиссерский дебют, но я ведь с этой профессией не понаслышке
знаком. Я ставил пьесы, я писал очень много сценариев, наблюдал,
как работают режиссеры, у которых снимался. И, кстати, именно Милош
впервые сказал: "Ты должен делать собственный фильм" - во время
работы над моей ролью мы много советовались, общались, и, видимо,
я произвел впечатление человека, который на это способен, не знаю.
Вот после выхода "Ларри Флинта", за обедом, он так мне и заявил.
Я от этой перспективы несколько опешил тогда, поскольку, в общем,
не очень-то об этом думал, и Милош, помню, сказал: "Не надо ждать,
когда созреешь. Это неправильно. Решись и просто прыгай, как в воду".
Вот я и прыгнул - правда,
спустя четыре года. Это само собой получилось: мой приятель написал
сценарий, принес его мне, мы над ним долго работали, потом стало
ясно, что можно приступать к съемкам, но ведь это наша история!
Отдавать ее кому-нибудь еще было очень жалко. Я, конечно, долго
сомневался: первый фильм - и вдруг комедия, к тому же романтическая,
такой, м-м-м, жанр специфический, да что скажут... Ходил, опрашивал
знакомых режиссеров, и они все как один говорили: "Да ты что, спятил?!
Это же первая картина, какая разница, о чем она!". "Я вообще не
помню, о чем мои первые четыре фильма!" - говорил Милош. И Финчер,
он тоже признавался, что его дебют, "Чужой-3", вовсе не был мечтой
его жизни. Просто подвернулся вариант, и все.
- Я смотрю, о Формане
вы готовы часами говорить.
- О да, конечно. Милош
мой друг, мой наставник, учитель, человек, который сделал для меня
больше, чем кто бы то ни было. Он необыкновенный режиссер, необыкновенный.
Меня тут ваши коллеги спрашивали, как я отбираю сценарии, разборчив
ли я.
- Ну да, вы же отказались
от главной роли в "Рядовом Райане".
- Ну, и не только от
нее. Ведь сниматься весело и приятно только первые два-три раза,
потом это превращается в изнурительную работу, и поневоле приходится
быть разборчивым. Иногда хорош сценарий, но совершенно не прописан
характер, который тебе предстоит играть, иногда наоборот. Так вот,
в случае с "Ларри Флинтом" было совсем плохо: сценарий мне не поправился
совершенно, а мой герой, адвокат, был вообще незаметен - невнятная
какая-то фигурка. Но когда я узнал, что режиссер Форман, - все,
без вопросов, согласен! Вы заметили, что в его фильмах актеры часто
играют лучшие роли в своей жизни? Вот так он работает - просто отходит
в сторону и дает актеру выложиться на полную, показать себя, импровизировать.
Очень хладнокровный и очень действенный способ. Я, признаюсь, в
работе над собственной картиной во всем пытался подражать Милошу.
Не скажу, что у меня очень хорошо получалось - бывали дни, когда
я готов был биться головой о стену и вопить: "Какого черта я взялся
делать романтическую комедию?!". Но ничего, все обошлось - картину
неплохо принимают. У меня же там клубок таких тем, с которыми нужно
обращаться крайне осторожно: религия, евреи там, католики, всякое
такое... Но ничего, все в восторге, в некоторых церквях ее чуть
ли не для воскресного просмотра рекомендуют. Ничего, обошлось.
Алексей
Мунипов, "Известия", 2000
|
|