Дитя человеческое
Часы
Господа офицеры
Я никогда, нет, никогда не говорил об этом, но до того,
как я встретил Тайлера, я хотел купить пса и назвать его "Антураж". /Джек/

Эдвард Нортон: Я люблю разное кино

Американский актёр о своём режиссёрском дебюте

 

Эдварда Нортона зрители запомнили по "Бойцовскому клубу" - одному из самых громких американских фильмов года. Там он сыграл главного героя: клерка, яппи, скромного, но с червоточинкой. Он играл неонаци в "Американской истории Икс", убийцу в "Первобытном страхе" и адвоката в "Ларри Флинте". Потом сам дебютировал в качестве режиссёра, сняв симпатичную комедию про то, как два молодых священника, аббат и раввин, разом влюбились в обворожительную подругу детства, и сыграл этого самого аббата. На адвоката, только начинающего и очень застенчивого, Нортон похож и в жизни - выпускник Йеля, магистр исторических наук, папенькин сынок (папа тоже адвокат).

 

- Тяжело, наверное, быть звездой и давать по двадцать интервью в день?

- Ничего, я привык. Это часть работы, никуда не денешься. Хуже всего бывает перед выходом нового фильма в прокат: есть всякие партнёры, эксклюзивы, информационные спонсоры, к тому же приходится записывать длиннющее промо-интервью, минут на восемьдесят, которые потом рассылают в те страны, куда я физически не могу добраться. Из него потом ушлые телекомпании нарезают такие непринуждённые беседы якобы со мной. То есть ответы, получается, уже готовы заранее, а журналистам к ним остаётся придумать свои оригинальные вопросы. Очень смешно иногда выходит.

 

- Эдвард, так отчего же вы решили делать своё кино, да к тому же романтическую комедию? Глядя на вашу фильмографию, не скажешь, что вы тяготеете к комическому жанру - если не считать, конечно, "Все говорят, что я люблю тебя".

- Ну, не только же триллеры есть на белом свете. Я люблю разное кино. Вы, наверное, не знаете, что меня приглашал Форман сниматься в своём новом фильме "Человек на Луне"?

 

- Я слышал, что Форман не мог решить, кто ему больше нравится - вы или Кэрри и послал пробы на выпускающую студию. Студия выбрала Кэрри.

- (Смущённо.) Кто вам такое сказал? Нет, там всё немножко по-другому было. Милош давно меня приглашал, и пробы его вполне устраивали, но там так сложилось, что мне пришлось выбирать между "Человеком на Луне" и "Бойцовским клубом". Ну, и вы знаете, что я выбрал. Я знал, конечно, что Кэрри тоже пробуется на эту роль, и, сказать по правде, мне кажется, что ему она подходит гораздо больше, Ну, я хочу сказать, что для меня фигура Энди Кауфмана ничего такого особенного не значит, он на меня не влиял и все такое, а вот на Кэрри, я знаю, он повлиял очень сильно, и это его любимый комик, так что, по-моему, все вышло прекрасно. Это я все к тому, что комедии от меня не то чтобы чертовски далеки. Да и "Бойцовский клуб", по-моему, очень смешной фильм.

 

- Смешной?! Да уж, обхохочешься.

- Очень смешной, по-моему. По крайней мере, первая его часть. Мы хотели сделать так, чтобы люди смеялись, я хотел, по крайней мере. Это же сатира, кривое зеркало! Хотя, конечно, в нем поднимаются серьезные проблемы, и это проблемы моего поколения - поколения, которое подмяла под себя вся эта материальная культура, все это рекламное наваждение, поколения, которое рассталось с детскими иллюзиями и зачастую не находит себя в новой жизни.

 

- Ну все равно же мрачноватое кино. После него очень хочется дать кому-нибудь в морду. Такую реакцию зрителей вы тоже прогнозировали заранее?

- Да, я понимаю, к чему вы клоните. Насилие у нас в США - это реальность, с которой мы сталкиваемся ежедневно. Равно как и национализм. Его не киношники выдумали. С другой стороны, кино сейчас обладает самым мощным воздействием на публику, это самое серьезное культурное оружие - мощнее, чем масс-медиа, чем телевидение, и поэтому мы должны, обязаны поднимать эти проблемы. Я все время вспоминаю, как мы с Милошем Форманом впервые летели в Прагу после выхода в свет "Ларри Флинта" - Форман хотел показать его Гавелу, сделать чешскую премьеру, и в самолете я читал разные эссе президента. Самым первым там шло новогоднее поздравление чешскому народу, это было первой его речью после избрания. "Мы должны назвать вещи своими именами", писал Гавел - о том, что все плохо, что страна в кризисе. Вот и мы так же - просто называем вещи своими именами. Это, по крайней мере, честно. И я ни секунды не сомневался, принимать ли участие в съемках "Бойцовского клуба". Главное - не делать из насилия развлекаловку, вот что.

 

- Ну хорошо, вернемся к вашему новому фильму...

- Это действительно мой режиссерский дебют, но я ведь с этой профессией не понаслышке знаком. Я ставил пьесы, я писал очень много сценариев, наблюдал, как работают режиссеры, у которых снимался. И, кстати, именно Милош впервые сказал: "Ты должен делать собственный фильм" - во время работы над моей ролью мы много советовались, общались, и, видимо, я произвел впечатление человека, который на это способен, не знаю. Вот после выхода "Ларри Флинта", за обедом, он так мне и заявил. Я от этой перспективы несколько опешил тогда, поскольку, в общем, не очень-то об этом думал, и Милош, помню, сказал: "Не надо ждать, когда созреешь. Это неправильно. Решись и просто прыгай, как в воду".

Вот я и прыгнул - правда, спустя четыре года. Это само собой получилось: мой приятель написал сценарий, принес его мне, мы над ним долго работали, потом стало ясно, что можно приступать к съемкам, но ведь это наша история! Отдавать ее кому-нибудь еще было очень жалко. Я, конечно, долго сомневался: первый фильм - и вдруг комедия, к тому же романтическая, такой, м-м-м, жанр специфический, да что скажут... Ходил, опрашивал знакомых режиссеров, и они все как один говорили: "Да ты что, спятил?! Это же первая картина, какая разница, о чем она!". "Я вообще не помню, о чем мои первые четыре фильма!" - говорил Милош. И Финчер, он тоже признавался, что его дебют, "Чужой-3", вовсе не был мечтой его жизни. Просто подвернулся вариант, и все.

 

- Я смотрю, о Формане вы готовы часами говорить.

- О да, конечно. Милош мой друг, мой наставник, учитель, человек, который сделал для меня больше, чем кто бы то ни было. Он необыкновенный режиссер, необыкновенный. Меня тут ваши коллеги спрашивали, как я отбираю сценарии, разборчив ли я.

 

- Ну да, вы же отказались от главной роли в "Рядовом Райане".

- Ну, и не только от нее. Ведь сниматься весело и приятно только первые два-три раза, потом это превращается в изнурительную работу, и поневоле приходится быть разборчивым. Иногда хорош сценарий, но совершенно не прописан характер, который тебе предстоит играть, иногда наоборот. Так вот, в случае с "Ларри Флинтом" было совсем плохо: сценарий мне не поправился совершенно, а мой герой, адвокат, был вообще незаметен - невнятная какая-то фигурка. Но когда я узнал, что режиссер Форман, - все, без вопросов, согласен! Вы заметили, что в его фильмах актеры часто играют лучшие роли в своей жизни? Вот так он работает - просто отходит в сторону и дает актеру выложиться на полную, показать себя, импровизировать. Очень хладнокровный и очень действенный способ. Я, признаюсь, в работе над собственной картиной во всем пытался подражать Милошу. Не скажу, что у меня очень хорошо получалось - бывали дни, когда я готов был биться головой о стену и вопить: "Какого черта я взялся делать романтическую комедию?!". Но ничего, все обошлось - картину неплохо принимают. У меня же там клубок таких тем, с которыми нужно обращаться крайне осторожно: религия, евреи там, католики, всякое такое... Но ничего, все в восторге, в некоторых церквях ее чуть ли не для воскресного просмотра рекомендуют. Ничего, обошлось.

 

Алексей Мунипов, "Известия", 2000

 

Нортон
Hosted by uCoz