Матрица: перед загрузкой
Нео не знает, что есть сон и что
есть реальность. Иногда ему кажется, что это реальность, но это
всего лишь сон. Жизнь его идет размеренно и ровно. Он что-то
чувствует, но не может это выразить. Все называют это
Матрицей.
В его реальности или сне появляется
женщина. Эта женщина в конце фильма вернет его к жизни, но пока
она для него тайна, загадка. Она обещает ему Путь, Правду, Истину.
Он ещё не знает, о чем речь, он знает лишь одно: это именно то,
что он хотел узнать многие годы.
Внезапно его мир взрывается –
непостижимым, непонятным, пугающим для него событием. Ему нужно
бежать, – но он не знает, зачем бежать и куда бежать. Его
движение идет согласно чьей-то воле, абсолютной и всевидящей. Он
сталкивается с первой преградой и проигрывает. Он попал в руки агентов.
Нео в кабинете. Ему предлагают отказаться
от того, что он задумал, к чему он движется. У него вдруг оказался
склеенным рот. Он закричал бы, но он не может. Ужас объял его. Это –
отчаянный, животный, иррациональный страх в соприкосновении с необъяснимой
преградой.
Нео встречается с такими же, как
и он. Они уже что-то поняли. Они знают больше него. Они зовут его
взглянуть на Правду. И Нео соглашается. Правда оказывается настолько
ужасна, что поначалу он не может ее принять. Он слепой и жалкий,
он тотально запрограммированный механизм, подчиненный какой-то непостижимой
сверхцели.
Вокруг него миллионы, сотни миллионов
таких же, как он. Все они – спят. Все они существуют в ирреальном
фальшивом мире, жизнь их предопределена от рождения до смерти. В
их гибели нет никакой драмы (и первое общество, созданное идеальным,
было безжалостно уничтожено, ибо оно не могло существовать, как
сказал Агент Смит), – в их жизни нет ничего ценного, кроме функции,
на которую они запрограммированы.
Они особенные, а Нео – он избранный.
Нео – избранный, запомните это. И это не логика фильма, это важный
факт, который необходимо знать.
Их цель – освобождение всех. Их
враги – агенты. Агенты повсюду. Власть и сила агентов тотальна и
безгранична. Никто не смог победить агентов, все погибли. Но Нео
– избранный, и только он сможет победить Матрицу.
Тринити ждет своего избранного.
Тот, кого она полюбит, – и есть Избранный. А избранный – это тот,
кто победит Матрицу. Эти вещи неразрывны в своем единстве. Избранный
победит Матрицу, избранного полюбит Тринити.
Возможно, вы уже поняли, почему.
Если нет, то поймете чуть позже.
Все – нереально? – задает вопрос
Нео. Что есть реальность?! – риторически отвечает Морфеус. Вдруг
осознаешь, что все твое существование с момента рождения может быть
целиком подчинено некой высшей силе, ее машинной воле, одной ей
известной цели.
Капсула для тела, кибер-тюрьма для
разума, замурованные окна и двери (что равносильно смерти), отчаянный
поиск выхода. Закрытость, преграда, тупик, – смерть и гибель. И
все время – бег, бег и бег.
Если ты увидишь Агента, – мой тебе
совет, – беги! Беги, как можно скорей! Преграда и поиск выхода,
комнаты, нужной двери, – два основных лейтмотива фильма.
Тринити все время хочет сказать
нечто важное, но не может, не успевает. Что-то важное и ценное,
но что – это загадка. В то же самое время – программа уклонения
от агентов, им вдруг, в ней – женщина в красном (я организую тебе
встречу, если хочешь). Агенты и женщина в красном. Кажется, что
это – просто элегантный режиссерский ход. Но это не так. Агенты
и женщина в красном, в программе уклонения от агентов. Подумайте
об этом. Она могла быть в любой другой программе. Но почему-то она
– именно в программе уклонения.
Агенты. Они – повсюду. Но они
не есть повсюду, а они – появляются повсюду. Вы движетесь,
и они появляются. Они там, где вы, но до этого их там не было. Вы
движетесь, и они – появляются на вашем пути. Преодолеть –
невозможно. Только убежать.
Гибнут соратники. Виновный в их
погибели – тот, кто безнадежно влюблен в Тринити. И это тоже очень
не случайно. В этом спрятан важный смысл, – это послание, которое
вы не расшифровали.
Нео остается по одну сторону мира,
Тринити – по другую. Это код, символика, метафора. Решающая схватка,
уже почти победа. Он – Избранный. Осталось – самая малость:
вернуться, быть вместе.
Решающая схватка – узкий коридор.
Хотя могло быть любое место, например, открытая площадь, крыша,
комната – но это именно узкий коридор.
Решающий удар – Избранный пронизывает
Агента, и он взрывается на тысячу ошметков. Он прорывает Агента
насквозь.
Немаловажная деталь: Нео дышит,
и комнаты от его дыхания расширяются и сжимаются. Кажется, он сумел
подчинить себе материю. Агенты бросаются в разные стороны. Они не
способны более сопротивляться. С гибелью Смита что-то случилось,
нечто очень важное, знаковое, фатальное. Путь свободен. Ничто не
препятствует пути Нео. Он Избранный.
Нео возвращается, и его губы сливаются
в поцелуе с губами Тринити. Финита.
Матрица: перезагрузка
Каков бы кассовый успех не ждал
вторую часть «Матрицы», – она обречена на провал. По определению.
В ней больше не будет (да и не может быть) ни той философии, которая
была в Matrix, ни той ауры пророческой гениальности.
Во второй части, – я рискну
предположить, – нас ждут спецэффекты и драки. Но философия
Матрицы в ее перезагруженной части исчезнет полностью.
Возможно, там будет, над чем подумать.
Но там уже не будет чего-то такого, что можно почувствовать.
А в первой части мы пережили какое-то
озарение, – ещё не понимая, с какой частью нашего Я оно связано,
в чем его суть и смысл. Мы знаем, что в первой части фильма есть
какая-то правда: от нее перехватывает дыхание и наше сердце бьется
сильнее обычного. Как и Нео, мы что-то такое чувствуем, но мы не
можем это выразить. Это именно чувство.
И ещё очень важно сказать: это –
мужской фильм. Наиболее ошеломляющее впечатление он произвёл именно
на мужчин. Возможно, вы объясняете это компьютерной тематикой, –
но это не так. Дело совсем не в компьютерах. Это ширма, за которой
скрывается Матрица, ее суть.
Матрица – это презерватив. Миллионы
людей-сперматозоидов, выброшенные на какую-то цель, неведомую им,
непонятную им, – они оказываются в плену Агента. Цель Агента проста
– уничтожить всех. Агент везде и всюду. Беги от него. Он сильнее
тебя. Он сильнее всех, и только у одного, у Избранного, может быть
слабый шанс победить и выжить. Победить и выжить не для того, чтобы
освободить, но для того, чтобы освободиться самому.
Цель Нео – разорвать Матрицу, найти
в ней изъян, вырваться за ее пределы. Бесполезно и бесцельно осознавать
Матрицу: ее нужно именно преодолеть. Только один имеет шанс на это.
Слабый шанс, ничтожный шанс (я признаюсь, все до тебя гибли у меня
на глазах). Но он есть. И преодолев его, мы как бы отменяем Матрицу.
Ее больше не существует. Нет ни пищи, ни мысли, ни идеи для продолжения.
Все закончилось.
Матрица – доперинатальный (доутробный,
дородовой) кошмар одинокого сперматозоида Нео. В своих генах, в
своем ДНК, в своей безусловности стремления к продолжению рода,
он не находит пути, он не находит выхода, он обречен на смерть.
А его устремление к изначально запрограммированной цели встречает
на своем пути, порожденную чьим-то более могущественным и сильным
разумом, преграду.
Она кажется ему бесчеловечной и
жестокой, опровергающей и отрицающей все. Мозг Нео отчаянно сопротивляется
власти машинного ума, подчинившим людскую жизнь своим прихотям и
потребностям.
Именно поэтому в программе уклонения
от Агентов появляется сексапильная блондинка в красном. Ты видишь
ее, ты хочешь ее, но натыкаешься на Агентов. Именно поэтому Нео
разрывает Агента, и этот разрыв становится точкой в их борьбе. Путь
найден. Теперь Нео никто не сможет остановить. Он Избранный.
И комнаты в коридоре расширяются
и сжимаются от его дыхания, – препятствий больше нет, он получил
свободу к достижению ИХ цели. Да, это была – ИХ цель. Цель Нео и
цель Тринити. Только их, и ничья больше.
Фильм «Матрица», на мой взгляд,
– это гениальная метафора полного пути сперматозоида и его биологической
саморефлексии, интуитивное озарение своей запрограммированной и
подчиненной природы (чему-то абсолютному и могущественному). И в
минуты отчаянной борьбы за свою биологическую избранность мы оставляем
в своей генетической памяти след, который тянется за нами всю оставшуюся
жизнь. Это невозможно вспомнить. Это немыслимо доказать. Это можно
только почувствовать.
|