300 спартанцев
Царство небесное
1612
- Великий князь, а вот почему тебя все называют Владимир Ясно Солнышко?
- Та-а-ак.... Чтобы сегодня ночью была у меня в опочивальне, ясно, солнышко?

Величайшая легенда

Оливер Стоун выпускает фильм об Александре Македонском

 

 

"Этот парень прославился на века; но что такого выдающегося он совершил недавно?" - недоумевала год назад штатская New York Post по поводу Александра. В начале XXI века этот легендарный завоеватель вновь обзавёлся мировой популярностью. О намерении снимать кино о нём почти одновременно заявили Мартин Скорсезе, Баз Лурманн и Оливер Стоун; Мексика готова была принять "воинство" Альфонсо Арау, а Египет - трилогию Джалала Мерхи. Если добавить к этому недолгое желание Мела Гибсона спродюсировать телевизионный мини-сериал для HBO и возникшее чуть позже намерение канала Hallmark выпустить собственную телесагу на ту же тему, то всего историю античного полководца в какой-то момент ожидало 7 экранизаций!

Пикантность ситуации придавал тот факт, что и Скорсезе и Лурманн видели в роли Александра одного и того же актера - Леонардо ДиКаприо. Парню пришлось бы делать непростой выбор, если бы Мартин не отказался бы от режиссуры и не пошел к Лурманну в сопродюсеры. В итоге на финишную прямую вышли два крупных проекта. Поначалу фаворитом считался австралиец: неутомимый Дино Де Лаурентис уже нашел для своего фильма $140 млн., король Марокко, где собирались снимать картину, обещал предоставить для массовых сцен солдат своей армии, а сыграть мать Александра согласилась сама Николь Кидман. Не хватало пустяка - законченного сценария.

Между тем у Стоуна, с 1989 года, как он сам говорит, вынашивавшего идею фильма, сценарий был давно написан, и многие считают, что это лучшее, что Оливер создал после "Взвода". "Это рассказ о мальчике, который отважился воплотить в жизнь свои мечты. Такое нечасто случается в жизни. Его деяния затмили славу Ахилла и сравнялись с подвигами Геракла!", - говорит автор. "Там есть все - любовь, ревность, боль, надежда, отчаяние, гордость, жадность, дружба, предательство. Потрясающая, удивительная история. Такая насыщенная - нарочно не придумаешь", - отзывается о материале Колин Фаррелл, которому доверили главную роль.

 

Изначально Стоун предполагал, что златокудрого Александра сыграет Том Круз, но пока идея добиралась до съемочной площадки, 40-летний Том из роли "вырос": Александр стал царем в 20 лет, к 28 завоевал весь известный в то время мир - от Балкан до Индии - и в 33 умер. Чернявый 27-летний ирландец не был для режиссера безоговорочным претендентом на роль (до него главным кандидатом считался светловолосый Хит Леджер), "но когда Колин - в отвратительном блондинистом парике - пришел на прослушивание, я почувствовал в нем нужную мне страсть и мятежный дух и понял, что нашел актера на эту роль!" Стоун не мог позволить себе промахнуться: судьба такого фильма в огромной степени будет зависеть от харизмы исполнителя. И Оливер утверждает, что не ошибся: "У Колина есть мужество, вдохновение и горячий ирландский темперамент. Из-за него он иногда произносит не предусмотренные сценарием "реплики в сторону", но и выкладывается парень на 100 процентов". Актеру тоже понравилось работать со Стоуном: "Его прямота бывала безжалостной. Если дубль ему не нравился, он так и говорил: "Дерьмо". Но зато, если он был доволен, ты мог быть уверен, что сыграл действительно классно". По словам участников проекта, к концу съемок многие из них готовы были умереть за Фаррелла, как воины Александра - за своего полководца, а отсматривая рабочий материал трогательной финальной сцены, многие мужчины - в том числе и Колин - всхлипывали от избытка чувств.

 

Финансировать проект взялась европейская Intermedia; замахнувшись на ленту с бюджетом около $150 млн, она фактически поставила на карту свое существование (все тут же вспомнили провальную "Клеопатру", которая чуть не утопила в свое время компанию XX Century Fox). "Когда мы начинали, - признавался Оливер, - Баз считался фаворитом: он только что сделал потрясающий "Мулен Руж", и Лео был тогда гораздо большей звездой, чем Колин". Тем временем теракт в Касабланке в мае 2003 года, унесший жизнь более 40 человек, так напугал соперников Стоуна, что Лурманн решил перенести работу в родную Австралию.

Вольфганг Петерсен тоже увел свою "Трою" в Мексику, поэтому недрогнувшему Стоуну остались в благодарном Марокко все приготовленные для них ресурсы, и в сентябре в раскаленной африканской пустыне прозвучала первая команда "Мотор!" Деньги к тому времени были собраны далеко не все, но, увидев, что проект американца уже начал обретать реальность, в долю вошла Warner Bros.: "В любой другой стране такие съемки обошлись бы вдвое дороже". Колин Фаррелл уезжал из Лос-Анджелеса, скрепя сердце: в середине сентября его бывшая подруга, модель Ким Борденейв, должна была родить его ребенка, и он очень хотел быть рядом с ней. Колин оставил с Ким свою сестру, дико волновался, а когда получил по электронной почте фотографии новорожденного сына, оклеил ими на радостях всю съемочную площадку.

 

Фильм начали снимать со сцены битвы при Гавгамелах, после которой пала Персия. Заботясь об исторической достоверности, Стоун обратился к профессору британского Оксфордского университета Робину Лейну Фоксу - специалисту по той эпохе, автору книги об Александре Великом, которую Оливер положил в основу своего сценария. И до, и во время съемок режиссер забрасывал его вопросами, которые то и дело ставили ученого в тупик. Как относился Аристотель (учитель Александра) к мифам? Как выглядело главное божество вавилонян? В какой цвет нужно окрасить волосы Фарреллу? Были ли щиты у македонской кавалерии? Мог ли всадник проткнуть человека насквозь своей пикой? А вытащить ее обратно из мертвого тела? Ели когда-нибудь воины Александра арбузы? И, наконец, как сморкались древние греки (возможно, этот вопрос возник, когда Колин заболел в Марокко гриппом)?

"Откуда, черт возьми, я могу это знать? - кипятился историк. - Мы работаем с материальными свидетельствами, а то, о чем вы спрашиваете, нельзя нарисовать на вазах!" За свои услуги Фокс потребовал необычный гонорар: получить возможность воплотить в жизнь свою мечту - перенестись на 23 века назад и участвовать в кавалерийских атаках армии Александра в первом ряду всадников. Стоун опешил, но профессор заверил его, что он - наездник с 45-летним стажем и ежегодно рискует каждой косточкой во время традиционной охоты на лис. Позже Робин признавался, что слегка переоценил свои возможности: "Утвержденные мною самим 5-6-метровые копья-сариссы оказались чуть тяжелее, чем я ожидал, а стандартного размера шлем съезжал на глаза, когда лошадь переходила в галоп".

 

Нелегко пришлось и Фарреллу: и раньше скакавший перед камерой верхом актер никогда не ездил без седла, как это делали в армии Александра, и за первые дни тренировок и съемок, по его собственным словам, сильно "натер промежность". То ли до, то ли после этого его сфотографировали на площадке в уморительных подгузниках под форменной "юбочкой" - возможно, именно "мозоли на яйцах" он под общий хохот и продемонстрировал однажды коллегам, задрав эту самую юбочку. Бульварные газеты тут же поведали миру о болезненном эксгибиционизме Фаррелла, и именно этот эпизод впервые связал в таблоидах имена Колина и Анджелины Джоли, которая, будучи лишь на год старше партнера, играет мать воителя, Олимпию: сама не чуравшаяся раньше хулиганства актриса была якобы так возмущена выходками партнера, что даже переехала в другой отель. Фаррелл еще до начала съемок жаловался: "Ну что за жизнь! Выпало сниматься с Анджелиной, так она играет мою мамашу!", а Джоли говорила, что оба они априори были уверены: сплетен не миновать.

Так и случилось: через некоторое время все газеты взахлеб писали о начавшемся в Марокко "инцесте", подкрепляя свои истории снимками совместных (втроем с маленьким Мэддоксом, разумеется) "египетских каникул" с прогулкой на верблюдах, а потом рассказали о бурной ночи, проведенной парочкой в лондонском отеле. Фаррелл признавал, что приглашал Анджелину выпить после работы ("А вам разве не случалось пропустить рюмочку с коллегами? Что в этом такого?"), но оба опровергали слухи о романе. Когда же истории стали обрастать совсем уже неприглядными подробностями, взорвался даже обычно весьма лояльный к прессе ирландец: "Я не обращаю внимания на многое из того, что обо мне пишут. Я знаю, что сам немало способствую формированию нелестного имиджа. Но рассказы неведомого мне "приятеля" о том, как я, пьяный в дым, ломился ночью в номер Анджелины, когда меня и в отеле-то не было, - это уже за гранью. Я теперь должен помнить не только о себе, но и о своем маленьком сыне, и я подумываю об иске против клеветников. Я безмерно уважаю Анджелину, она - потрясающая женщина, великолепная мать, и, глядя на нее, я учусь быть хорошим отцом моему Джеймсу".

После этой отповеди газеты "спарили" Анджелину с другим партнером - Джаредом Лето, играющим Гефестиона, одного из соратников Александра, его друга и - временами - любовника (по некоторым сведениям, эту роль предлагали сначала Брэду Питту).

 

"Да, Александр был бисексуален. Оливер не педалирует эту тему, но и не уходит от нее - он просто пытается показать Александра таким, каким тот был, и это часть его жизни, - комментировал Фаррелл истерические предвкушения "гейского кино". - Впрочем, в те времена вообще не существовало таких понятий - гомосексуальность, бисексуальность, гетеросексуальность... Сексуальные отношения между мужчинами не были чем-то необычным или предосудительным. Ярлыки стали вешать значительно позже".

 

Новую волну популярности исторических саг некоторые объясняют не только прорывным успехом "Гладиатора", но и тем, что в эпоху засилья политкорректности в Голливуде делать кино об античном мире относительно безопасно: никто не обидится и не устроит марш протеста. Не тут-то было: министерство культуры Греции еще в 1989 году отказалось сотрудничать со Стоуном из-за его намерения "опорочить" их "мачо". Зато в Марокко и Таиланде Стоуна жаловали: на международных кинофестивалях в Марракеше и Бангкоке удостоили наград за вклад в киноискусство. Но главное - "помогали материально". Король Марокко Мохаммед VI отрядил на съемки 1000 солдат своей армии, которые не только составили массовку для батальных сцен, но попутно обеспечивали безопасность съемочной группы (всего там было занято 2000 человек и 120 лошадей). Вот только погода подкачала. Начались песчаные бури. "Я снимал, пока было хоть что-то видно, но 2,5 дня мы все же потеряли. - сетует Оливер. - Приходилось работать партизанскими набегами: быстро развернуться, отснять и ретироваться".

Впрочем, съемки сражений были больше похожи на полномасштабные военные операции: для массовых сцен сшили 20000 нарядов, а оружейники изготовили 4000 луков, 9000 стрел, по 3000 щитов и мечей, 200 пик для всадников и 350 секир и палиц. В помощь себе Стоун пригласил не раз работавшего с ним профессионала, отставного капитана американской морской пехоты Дейла Дая. Тот три недели безжалостно муштровал актеров и костяк массовки (девиз на его майке гласил: "Боль - это покидающая тело слабость") в специально организованном в пустыне палаточном лагере на полном самообслуживании, а потом в ранге помрежа командовал "армиями" во время "боя".

 
Опубликовано в журнале "Фильм"

 

BONUS:

 

Железом и кровью

Завоевательные походы и создание империи Александра Македонского

 

Объединение Македонии и создание македонского государства было завершено в период правления Филиппа (359-336 гг. до н.э.). Филипп довольно долго жил в Фивах в качестве политического заложника и хорошо знал состояние греческих государств и их военное искусство. Внутренняя политика во время правления Филиппа была направлена на завершение политической централизации, упорядочение финансов и проведение военной реформы.

...

Обеспечив себе гегемонию в Греции, Македония в 336 году до н.э. начала войну с Персией. В Малую Азию двинулся авангард македонской армии под командой Пармениона, который переправился через Геллеспонт. Филипп вскоре был убит, и царем Македонии стал его молодой сын Александр, получивший хорошее воспитание и образование. Его воспитателем в течение нескольких лет был крупнейший греческий философ Аристотель - человек энциклопедических знаний, блестящий оратор и логик. Под его руководством Александр стал одним из образованнейших людей своего времени. С 16 лет он принимал участие в походах своего отца и получил хорошую практическую боевую выучку...

(скачать архив) 

 

Александр
Hosted by uCoz