Песнь любви на поле битвы
"300
спартанцев" про мясорубку в Огненном проходе
Сюжет самой главной весенней премьеры этого года рассказывать не
нужно: во-первых, он настолько линеен, что любая подробность –
грубый спойлер, а во-вторых, историю про 300 спартанцев и так все
знают.
Фильм – никакое не кино и не экранизация комикса, а чистая поэзия:
роскошная поэма Зака Снайдера о подвиге царя Леонида.
Поэзия здесь во всем: в том, как убегает земля из-под копыт
персидских парламентёров, и в том, как торчат соски спартанской
танцовщицы из-под полупрозрачной туники.
Каждый кадр – несложенный стих, потенциальное полотно величайшего
художника или скульптора.
«300» - фильм категоричный донельзя: здесь все – слишком, всё
гипертрофировано, а всякая фальшь и эфемерность сразу обрубается,
как персидские стрелы, застрявшие в щите, - могучим ударом копья.
Так же обрубить хочется и дурацкую приписку к оригинальному
названию: «спартанцев» - она, как пятое колесо у телеги, мешает и
мозолит глаза.
Впрочем, перевод и прочие частности не так сильно бьют по фильму,
как его собственные промахи. «300» был задуман как точный и
просчитанный удар по массовой публике, но у Снайдера чуть дрогнула
рука: в поэтику закралась неправильная рифма, категоричность дала
слабину.
Большинство рецензентов предпочитают не заострять внимание на
промахах Снайдера, но почему бы и нет? Во всяком случае, обо всем по
порядку.
Первое и главное, ради чего многие ждали и пошли смотреть «300» -
невероятная битва с персами, обещанная мясорубка. Здесь Снайдер выше
всяких оценок и похвал.
Я
жил не зря! Я видел эту страшную мясорубку – где разлетаются руки и
ноги, стрелы закрывают солнце, а кровь даже не ручьями льётся, а
разлетается каким-то мелким горохом. (При этом, правда, песок на
поле боя почему-то остается чистым, словно кровь до него не
долетает.)
В
первые же минуты битвы нам показывают, как дерётся спартанская
фаланга – вместе с первым окопом из трупов персов это заставляет
трепетать!
Вслед за первой волной атакующих вскоре идёт вторая, третья, далее –
без счета. Все они довольно разнообразны: на спартанцев обрушиваются
пехотинцы, кавалерия, элитные ксерксовы «бессмертные» и даже
персидские колдуны-гранатомётчики!
Да, были ещё слоны и носорог, но если по-честному, это – чистый
обман со стороны трейлера: присутствие в кадре этих зверюг почти
полностью в трейлере и показано.
В
битве с персами (да и во всем фильме в целом) Снайдер сумел выразить
замечательную мысль о том, что события тех лет – почти легенда,
никаких достоверных свидетельств не осталось. Кто знает, как именно
все было в Огненном проходе во время последнего боя Леонида?
Фольклор, поздние летописи приукрашивают события: поэтому и в «300»
все так гипертрофированно, преувеличено – не «бессмертные», а
стильные орки-ниндзя с мечами-лезвиями, не персидский могучий воин,
а кровожадный монстр в три человеческих роста и т.п.
Зак
Снайдер снял не исторический фильм про 300 спартанцев – он сотворил
легенду.
Под стать динамике битвы в «300» - роскошный саундтрек, написанный
Тайлером Бейтсом. В лучшие бои спартанцы вступают чуть ли не под
тяжелый рок, но это отнюдь не кажется смешным, а придает драйв и
боевой задор.
При всех достоинствах мясорубки в фильме, у Снайдера взгляд всё же
не воина, а эстета. Битва в «300» разорвана, цельной картины из неё
не получается – действие то и дело прерывают эпизоды «в тылу» и
долгие остановки на отдых и разговоры.
Излишняя растянутость – главная слабость «300»: она вредит
мужественному духу античности, топит фильм в деталях и попытках
«создать атмосферу».
Сюжет тоже временами спотыкается, уходя куда-то в ненужную фильму
сторону. К чему, например, сцена в Совете Спарты, если в итоге все
глупо отвлеклись на «измену», и насчет подмоги Леониду так ничего и
не решили?
При
этом гибель спартанцев в Огненном проходе показана скомкано и как-то
неестественно быстро (с учетом предыдущих боев). Минута – и весь
отряд тупо перебили стрелами. Ксеркс, наверное, даже разочаровался:
ведь это должно было быть смачное убийство, финальная резня, а не
расстрел парижской коммуны!
Вы, наверное, удивитесь и не поверите, если я скажу, что «300» -
фильм о любви. О том, что настоящие чувства – не в словах, а в
действиях; о том, на что любящие готовы ради друг друга.
Леонид в Огненном проходе защищал, в первую очередь, свою Царицу –
она олицетворяла для него мир, который он любил. Горго, в свою
очередь, пожертвовала всем, поступилась даже гордостью спартанки
ради одной только крошечной надежды на спасение своего мужа. Это
может выглядеть глупо и смешно, и даже подло – но в этом была её
главная и очень большая жертва.
«300» накрывают не сразу, а по прошествии какого-то времени. Когда
буря в голове уляжется, примелькаются трупы и кровавые брызги, вдруг
обнаруживаешь, что тебе отчаянно хочется вернуться в Огненный проход
– заново рубить персов.
|