Сын за отца
"Особо опасен"
Тимура Бекмамбетова про
источник мужества
"Ты
ничтожество. Твоя начальница в офисе просто издевается над тобой.
Твой лучший друг уже давно пялит твою подружку. Ты знаешь об этом и
молчишь, как последнее чмо" - такое
сообщение выдает банкомат Уэсли Гибсону в ответ на запрос баланса.
Всё это правда. Уэсли Гибсон –
никчемнейший офисный работник, влачащий жалкое бесцельное
существование. Его мучают приступы тревоги и учащенного
сердцебиения. Его отец бросил его мать еще до его рождения.
Но однажды в аптеке к Уэсли
подойдет очаровательная женщина, которая скажет ему, что его отец
был легендой – величайшим в мире ликвидатором, и что Уэсли
унаследовал от него необыкновенные способности, о которых даже не
подозревает. С этого момента судьба Уэсли сделает крутой поворот.
Уонтед – ошеломительный фильм:
это самое ёмкое для него определение. Тимур Бекмамбетов совершил
маленькую революцию в кино, сняв классическую комиксную историю как
тот, кто был ничем, становится ‘нашим всем’, в жестком
реалистическом ключе. «Особо опасен» - первая большая экранизация
комикса «взрослой» возрастной категории R, и это настоящий вызов.
Тимур Бекмамбетов – такой
Тамерлан современного кино: его триумфальное шествие из ‘казах в
варяги, далее везде’ с «Дозорами» и продолжением «Иронии судьбы» на
данный момент завершилось в Голливуде, и кто знает, куда занесёт его
ещё.
«Особо опасен», несмотря на
стомиллионный бюджет и прочие прелести, на удивление авторское кино.
Как в предыдущих фильмах Тимура, в Уонтеде полно смелых визуальных
решений, – но в отличие от пёстрых «Дозоров» с их копеечными
эффектами, все эксперименты в Уонтеде удивительно ладные,
ошеломляющие и удачные. Отчасти благодаря этому «Особо опасен» -
кино ультимативное: после него не хочется смотреть никакое другое.
Лучше Уонтеда может быть только Уонтед, да.
Как всегда, чтобы получить
настоящее удовольствие от фильма, одних визуальных красивостей
недостаточно. И «Особо опасен» - это прежде всего не спецэффект, а
мощная драматическая история с огромным количеством смешных
моментов.
Первые две трети фильма то и
дело вызывают такие взрывы хохота в зале, что и после того, как смех
стихнет, с некоторых мест доносятся истерические повизгивания и
всхлипы. Говорить смешно о серьёзном – исключительный талант для
кинематографиста, ведь рассмешить гораздо труднее, чем заставить
плакать.
Ближе к финалу в фильме
возникает драматический накал, становится не до смеха. Но в целом
«Особо опасен» скроен с какой-то волшебной ритмической гармонией:
оторваться от экрана невозможно, он требует полной концентрации.
Одной из ключевых в творчестве
Тимура Бекмамбетова всегда была тема отцовства – и связи поколений
как следствие. В «Особо опасном» эта тема тоже имеет большое и
веское значение.
Борхес в своё время свел сюжеты
всех возможных произведений к четырем основным: обороне укрепленного
города, странствию в поисках цели, возвращению героя к себе и
самоубийству бога. «Особо опасен» подпадает под эту классификацию:
Уэсли Гибсон в фильме возвращается к себе из смыслового тупика, в
котором он застрял. Не так давно у Нила Маршалла бесстрашная
женщина-майор Иден Синклер обретала своё место в пространстве – а
Уонтед скорее о поиске своего места во времени: откуда ты и зачем. В
узком, сугубо психологическом смысле «Особо опасен» - это кино про
то, как мальчик становится сыном своего отца – мужчиной.
|