Свобода пули
"Особо опасен"
Тимура Бекмамбетова про
то, что свободы недостаточно
Затравленный офисный клерк Уэсли
Гибсон не мог представить, что простреленная насквозь на крыше
здания "Метрополитен" голова крупного бизнесмена станет причиной
крутых перемен в его судьбе. В жизни Уэсли не было сумасшедших
погонь, бисера брызжущей крови из прошитых пулями тел и
бескомпромиссной Фокс, соблазнительно распластанной на крыше поезда
метро… Теперь будут!
В солнечном далёком Голливуде
наш гуру визионерского кино Тимур Бекмамбетов сделал
интернациональный боевик про летающие дугой пули и смертельные
приговоры судьбы. В нём индийскую секретаршу убивают выстрелом в
точку на лбу, раненных "ткачей" отпаивают русской водкой, а старый
еврей в Моравии вытачивает узорные пульки.
В центре сюжета – таинственное
Братство ткачей, чей лидер Слоан толкует приходящие с Ткацкого
Станка Судьбы послания и посылает участников Братства убивать тех,
чьи имена укажет Станок. Однажды в Братство попадает Уэсли Гибсон,
которому оно помогает открыть в себе уникальные способности,
унаследованные им от отца – величайшего в мире ликвидатора. Но
главное шокирующее открытие ждёт Уэсли впереди…
Фильм сыгран на натянутом нерве.
Всё в нём предназначено, чтобы вовлекать, встряхивать и будоражить.
Грохочущие поезда метро, крупные планы, рапидная и замедленная
съёмка, – весь визуальный ряд призван действовать на натянутые
струной нервы, впечатываться в сетчатку глаза, заставлять вжиматься
в кресло. Уонтед – чистая психоделика, фильм-наркотик, который
вводится и действует через ваши органы чувств.
Тимур Бекмамбетов, конечно,
хитрец и жук, что заранее обеспечил фильму:
- приязнь нашей прессы –
приглашением самых лучших её представителей на индивидуальный
просмотр рабочей версии (когда к тебе по-человечески, и ты
по-человечески);
- внимание интернет-сообщества –
вирусной рекламой про бунт менеджера ("Молодец, мужик! Всё правильно
сделал" ©);
признательность "обычных
зрителей" - заблаговременной
премьерой в Химках, на которой появился
сам вместе с Томасом Кречманном (Кросс в фильме);
поддержку футбольных болельщиков
– переносом сеансов в связи с матчами.
Сочетание в режиссёре такого
восточного хитроумия и любви к рекламе делает его Тамерланом от
кино – деньги его любят.
Но когда в фильме, как срезанная
роза, падает Анджелина Джоли, невозможно укорять Бека за всю эту
шумиху вокруг Уонтеда: если бы не он, кто бы посадил её на
легендарную "Копейку"; кто бы показал, как она выходит голой из
воды; кто бы снял её искусственное дыхание "рот-в-рот"
Косте Хабенскому?
Когда Джоли в кадре в "Уонтеде",
зал, кажется, не дышит. В фильме она гениально мало говорит, и в
отношениях с Уэсли проходит путь от умиления до дружбы. В сцене
первого знакомства с ним на её лице читается "Что бы мы делали без
пупсиков", а в улыбке на крыше метро после первого задания – уже
восторг и духовное родство. Анджелина – бескомпромиссно лучшая в
"Особо опасном". Тимур и роль Фокс вернули ей огонь и неистовость,
которых я не помню со времен её встречи с Питтом.
МакЭвой – новый герой боевика, у
него огромное будущее. Дублированный Безруковым, он в некоторых
сценах отчаянно его напоминает, превращая Уонтед в совсем уж русский
фильм с приглашенными голливудскими актёрами.
Киллера с пренебрежительной
губой, убитого в начале, озвучивает Гоша "Гудвин" Куценко, – и
сказанная с характерным акцентом фраза "Не посылай овец убивать
волка" снова и снова звучит в ушах после просмотра.
Кросс (Томас Кречманн,
полюбившийся всем нам еще в "Кинг
Конге") – такой Дарт Вейдер новой эры в "Особо опасном", и
говорит самую главную реплику в кино за последние тридцать лет.
"Особо опасен" интернационален
не только съемками, хотя и это немаловажная особенность. Говорят, от
смешения далёких кровей рождаются самые красивые дети, а от смешения
творческих потенций разных культур, видно (проверьте), – самые
красивые фильмы.
По духу "Уонтед" - американское
кино с таким отличимым российско-восточным колоритом. Фильм –
философский, что бы там не говорили о нелогичности сюжета. Тимур
закрученной пулей поставил точку (зрения) в споре про свободу воли.
"Уонтед" учит нас, что свобода –
это еще не всё, и даже освободившись от всех ограничений и получив 3
миллиона долларов на счет, ты всё равно никто – и не понимаешь,
зачем ты здесь.
Свобода – это когда ты можешь
проявлять собственную волю. Но сама по себе она не избавляет от
веревочек влияния на руках и ногах, за которые кто-то дёргает, чтобы
выткать угодный ему узор твоей жизни. Лишь когда ты обнаруживаешь
эти верёвочки, и в ход идут ножницы, – ну или, скажем, пущенная
неисповедимой траекторией пуля освобождает тебя от
негативных привязанностей, – тогда ты обретаешь независимость,
которая суть способность полагаться на собственное мнение.
Уэсли Гибсон нарушал законы
физики, останавливал пули, умирал и рождался, обретая свою свободу,
– и всё равно потерял себя, как и многие из нас. Но вслед за
пройденным горнилом боли, крови, драк, перестрелок и потерь для
Уэсли наступит день личной независимости.
Это день, когда тебе становится
ясно, кто ты.
|