Ход Кинг Конгом
"Кинг Конг"
Питера Джексона про невиданное чудо
Такого великолепия киноэкран ещё
не знал. Безо всяких условностей и ограничений перед нами оживают
два мира – романтизм строящегося Нью-Йорка 1930-х годов и экзотика
девственных джунглей на острове Черепа. Контраст между
монстроуозностью дикой природы и муравейником цивилизации разителен
и возбуждающ: его яркость заставляет трепетать от предчувствия
взаимопроникновения.
Режиссёр Питер Джексон шёл к
этому зрелищу всю жизнь: от просмотренного в детстве «Кинг Конга»
1933 года – к разрисованным простыням с видами старого Нью-Йорка, а
от них – к трэшу «Живой мертвечины» и сказочному великолепию
«Властелина колец». К этому, по сути, больше ничего не нужно
добавлять: человек реализовал свою мечту с максимальным размахом и
трепетом, и любая попытка оценить или классифицировать «Конга» равна
стенаниям по поводу своей неудавшейся жизни, не иначе.
Но если оторваться от личности Джексона и увидеть в Зрелище
исключительно кино, появляется ураган мыслей об истории вообще и о «Конге»
- в частности.
Дело в том, что невиданный
бюджет в 207 миллионов долларов и торжество компьютерных эффектов
делают фильм Джексона заявкой на мегакрутость и абсолютное
превосходство в кинематографе – возможность смотреть поверх голов
Джеймса «Титаника» Кэмерона и Стивена «Марсианина» Спилберга. Но,
порвав вчистую всех инопланетян последнего, огромная обезьяна всё же
не добралась до уровня огромного суперкорабля. Почему это так, надо
анализировать по пунктам.
Главной претензией к
джексоновскому «Кинг Конгу» была и остаётся старая дилемма об
оправданности спецэффектов. Режиссёр сам неоднократно заявлял, что
ещё снимая «Властелина колец» понял: фэнтези должно быть предельно
реалистичным. В «Кинг Конге» изобилие приключений на острове
приводит к тому, что в некоторых сценах компьютерные события
зашкаливают за тот допустимый уровень-которому-веришь.
Жалобы офигевающего рассудка
сводятся к минимуму: неправдоподобно смотрится сцена, где
бронтозавры и люди бегут по крутому склону – а на самом деле
фактически летят по воздуху, потому что согласия между ногами и
поверхностью там нет. Бой с миллионом насекомых совершенно лишний и
невероятный, что накладывает тень сомнения на другие приключения в
джунглях. Наконец, агрессивное и, похоже, окончательно свихнувшееся
племя настенных дикарей не вызывает ни уважения, ни почтения к
древней цивилизации, а лишь желание всех их перерезать и сжечь
огнемётом.
С другой стороны, неукротимость
специалистов из «WETA» позволила Джексону воплотить на экране мир, а
не сцены – потому что на острове Черепа всё выглядит цельным и
спонтанным, не разбитым на экранные пары «разговоры-экшен».
Насмотревшись роликов к очередному блокбастеру, нередко потом
чувствуешь в кинотеатре легкое разочарование: гложет мысль, что
заявленный уровень мегазрелища и широты размаха не достигнут –
«чего-то недодали». В «Кинг Конге» такого ощущения совершенно нет, и
спецэффекты характеризует скорее пресыщение, чем
неудовлетворённость. Всё правильно: в диких джунглях и должно
хотеться «не света, а покоя».
Фильмы, набитые спецэффектами,
как конфетами – новогодние подарки, последнее время неизлечимо
больны излишней воздушностью. Роботы NS-5, летающие от ударов, как
кегли, роханская кавалерия, сметающая массы гоблинов, как тростник,
– примеров этого недуга масса. Не избежал излишней воздушности и «Конг»
- особенно в сценах яростных драк и столкновений; но он же явил миру
и тенденцию излечения! Ярким примером реализма и натурности эффектов
является сцена боя огромной обезьяны с последним уцелевшим
тиранозавром. Лично я испытывал экстаз и желание рукоплескать фильму
стоя, когда несокрушимый Конг начал рвать челюсть обнаглевшему «тираносу»,
а порвав, пощёлкал ею для прикола и собственного кайфа. И за отметку
«восторг» впечатления зашкаливали ещё не один и не два раза!
А когда действие сменило
интерьер зелёных джунглей на сталь и бетон новогоднего Нью-Йорка,
настоящие чудеса посыпались как из рога изобилия. Заявляю
официально: из спецэффектных сцен с огромной обезьяной в городе на
славу удались абсолютно все. Особенно хочется выделить атаку шести
бипланов на забравшегося на верхушку небоскрёба «Эмпайр» Конга.
Полёт их показан в фильме потрясающе, а от динамики поворотов и
манёвров не раз возникает ощущение, что ты – в кабине. Несколькими
небрежными мазками команда Джексона оставляет далеко позади
натужного «Авиатора» по эффекту воздушной съемки.
Что касается актёров, то можете
говорить мне, что в «Кинг Конге» все на своих местах и все отлично
сыграли, или что Наоми Уоттс являет чудеса переживаний, но больше
всего запомнился почему-то капитан «Вентуры» Энглхорн. То ли Томас
Кретчманн наконец нашёл то экранное воплощение, с которым актёр
единожды и навсегда сливается, то ли голубые линзы помогли. Так или
иначе, в фильме он совершенно неотразим – таково наше с сестрой
совместное мнение. Думаю, он станет популярным после съёмок в «Кинг
Конге».
Возвращаясь к сравнению с
«Титаником», на который вольно или невольно замахнулся Джексон своей
картиной, следует сказать, что кэмероновского уровня драматизма
новый бог высокобюджетного кинематографа, увы, не достигает.
Возможно, на это есть объективные причины (природа самой истории и
т.п.), но факт от этого не колеблется.
В заключении я хочу подвести
черту под всеми этими словами в адрес нового джексоновского
творения. Не имеет значения, понравился вам «Кинг Конг» или нет, и
вынесли ли вы что-то личное из просмотра. Очевидно одно: 14 декабря
мы стали современниками чуда, затронувшего самое любимое и
почитаемое современное искусство. Пережив цепь реинкарнаций, Кинг
Конг вернулся, – и кинематограф уже никогда не будет прежним.
|