Миссия "Серенити"
Звездная пыль
Странные дни
Демократия - ужасная форма правления,
но ничего лучше люди еще не придумали. /Уинстон Черчилль/

Гамбит ситхов

"Звездные войны: месть ситхов" про победу тьмы

 

 

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему Лукас решил завершить сагу третьим эпизодом – самым мрачным, самым тёмным, самым неоднозначным? Спецэффекты роскошные требовались – это да, но всё же причина, я думаю, не в этом.

Просто Лукас развивал свою историю по законам классической (греческой) драматургии, в которой напряжение нарастает постепенно, и где-то в финале выливается в дикую по напрягу кульминацию.

Третий эпизод в этом плане – самый исключительный, он действительно ключевой, ибо даёт ответ на главный вопрос: что же случилось со светлым талантливым Энакином; что привело его к тёмной стороне. Ведь если бы Дарт Вейдер не стал во главе войск Империи, классической трилогии и вовсе б не случилось. Это здесь главное, и расположение эпизодов дополнительно подчеркивает этот факт.

 

Фильм поражает технологической продвинутостью. Первые полчаса нижняя челюсть стабильно болтается где-то в районе коленок, а глаза просят собрать их в кучу, чтобы уследить за фейерверком чудес, заполняющих экран.

Битва на орбите Корусанта сделана под девизом «Ничего условного!». С одной стороны, платой за это является небольшое мельтешение перед глазами, когда уследить за всем, что происходит на экране, невозможно физически – если только ты не многоглазый дроид. С другой стороны, такой масштаб действия вызывает трепет и заставляет пересматривать фильм ещё и ещё раз – чтобы разглядеть все эффекты сражения, развертывающегося перед глазами.

Внутри крейсера Гривуса действие полыхает ещё более яркими цветами. Неожиданный героизм проявляет R2D2, устраивающий двум дроидам крематорий, – за что его потом смешно пинают, как пустое ведро. Но настоящее визуальное пиршество начинается в сценах дуэлей с графом Дуку и генералом Гривусом – не один здоровенный дроид будет распилен на части, не одна конечность отлетит от тела!

Посадка разломленного крейсера, в которой усомнились уже все, кто только можно, на мой взгляд, наиболее героическая и одна из лучших сцен третьей части. Вспоминая о том, что посадить разломленное пополам судно невозможно, критики почему-то забывают, что в «Звездных воинах» летает любое корыто, – и полёт половины крейсера на этом фоне смотрится абсолютно достоверно.

 

Сюжетно настоящая звезда третьего эпизода – канцлер Палпатин aka Дарт Сидиус. Это он крутит здесь вся и всеми, разыгрывая такой гамбит, после которого несчастному Анвару Эвфенди остаётся лишь убиться веником.

Поставив на одну доску джедаев и ситхов для юного Энакина, действуя на его гордыню и абсолютную любовь, он склоняет сомневающегося Скайуокера на свою сторону, жертвуя учеником и союзниками и подвергая опасности себя. Категоричная программа мер Сидиуса привлекает Энакина как единственный оплот стабильности в этой противоречивой войне. Ясность и простота в стремлении ко «вселенскому миру» - что ещё нужно амбициозному джедаю, ненавидящему политику и политиков?

Развязав гражданскую войну с сепаратистами и подбросив джедаям удобную клоническую армию, он провоцирует их на собственный арест, а затем подавляет «мятеж против Сената», приказом № 66 завершая войну на всех фронтах.

 

Из пожертвованных Сидиусом «пешек» почему-то особенно жалко Гривуса, который не то слишком хорошо получился, не то слишком жалобно кашлял и грустно смотрел из-под своих металлических бровей. Наверное, он просто сильно напоминает будущее самого Энакина, да и убит был как-то случайно – в наступивший для Оби-Вана миг удачи.

 

Отдельного упоминания заслуживают планеты Утапу и Кашиик, на которых Лукас нашёл время показать сюжетом невостребованных, но прекрасных существ – Вуки и неких рифлёных гуманоидов, пасти которых позавидует и «Глас Саурона» из расширенной версии «Возвращения короля».

Вообще, визуальный ряд в фильме великолепен. Закатное марево, на фоне которого сидит Энакин, красота и трагедия сцены на Мустафаре, где он стоит на фоне солнца, пробивающегося сквозь клубы дыма, – лишь два примера из череды сочных кадров, которые впору выставлять в галерее.

 

Расписав светлую, «плюсовую» сторону фильма, теперь обратимся к тёмной, которая эффект полного охреневания от него заметно ослабляет.

На мой взгляд, уничтожение Энакином храма джедаев немного неоправданно в части мотивации. Вообще, все массовые убийства, совершаемые им, чтобы получить новые способности, сильно напоминают эксперименты древних дам-маньячек, купающихся в крови в надежде обрести молодость и т.п. Топорно и жестоко, а о самих знаниях информации - ноль. В итоге поверхностно.

 

Финальная дуэль Оби-Вана с Вейдером теряет в динамизме и напряжении из-за смешения её с дуэлью Йоды – Дарта Сидиуса. Без купюр – это самое ключевое событие мифа «Звездных войн», и должно было быть подано с непрерываемой помпой и страстью. Вы можете себе представить, что схватка Ахиллеса и Гектора в «Трое» перемежается с каким-нибудь левым поединком, пусть даже влияющим на судьбы мира? Здоровенная доля кайфа была бы потеряна, как потеряна она в эпизоде третьем.

 

Поверженного Дарта Вейдера заковали в доспехи слишком торопливо. Человек обгорел до мяса, а раны даже не промыли и не вылечили – сразу, как был, дымящегося, заковали в броню! Эта поспешность портит впечатление.

 

Но главным разочарованием фильма для меня стало завершение истории Энакина – финальный этап, перетянувший его на тёмную сторону. Дарт Вейдер – мой тёмный кумир – в итоге оказался просто мудаком, у которого в жизни было слишком много горя.

Почему-то я рассчитывал, что переход его на темную сторону будет сопровождаться пониманием того, чем эта сторона лучше и разумнее. Но всё свелось в итоге к мыльно-мексиканской трагедии.

Да, он ненавидел политиков, я это помню. Но было также и другое в его размышлениях, что порождало надежду на другой исход:

 

- Падме, система несовершенна. Нужна система, при которой политики могут встретится, чтобы обсудить любые вопросы, и принять правильное решение.

- Мы так и делаем! Но люди часто не могут между собой договорится.

- Значит, нужно их заставить.

-Но это сильно напоминает диктатуру.

- Ну и что? Зато эффективно.

 

Поэтому в слезливой, в общем-то, сцене поражения в финальной дуэли Энакина как-то и не жалко. Потому что он это заслужил, в принципе. Слишком много народа зарубил без понимания причин.

И нет в его «вейдерстве» ничего достойного: оказалось, что «величайшая сволочь обитаемой Вселенной» - всего лишь несчастный человек.

Я думал, он будет занимать первое место в моём списке тёмных героев, а он едва дотягивает до последнего. Всё это грустно, как не скажет Оби-Ван.

 

Все эти сюжетные недочеты привели к тому, что Злом в «Звездных воинах» банально стало всё очень злое, а Добром – наоборот, доброе. Но даже со всей этой простотой идеологии, которую вряд ли оценят даже дети, финальный эпизод саги – картина уникальная.
Её спецэффекты и размах, воплощение фантазии одного человека на экране без каких-либо ограничений, её герои – один ярче другого, – всё это вызывает восторг и трепет, которые потом забыть уже просто невозможно.

Двадцать восемь лет ожидания – и вот мир сдвинулся, битвы отгремели, конец отыскал начало, и всё поглотила тьма.

 

Эпизод 3
Hosted by uCoz