Гамбит ситхов
"Звездные
войны: месть ситхов" про победу тьмы
Вы когда-нибудь задумывались о
том, почему Лукас решил завершить сагу третьим эпизодом – самым
мрачным, самым тёмным, самым неоднозначным? Спецэффекты роскошные
требовались – это да, но всё же причина, я думаю, не в этом.
Просто Лукас развивал свою
историю по законам классической (греческой) драматургии, в которой
напряжение нарастает постепенно, и где-то в финале выливается в
дикую по напрягу кульминацию.
Третий эпизод в этом плане –
самый исключительный, он действительно ключевой, ибо даёт ответ на
главный вопрос: что же случилось со светлым талантливым Энакином;
что привело его к тёмной стороне. Ведь если бы Дарт Вейдер не стал
во главе войск Империи, классической трилогии и вовсе б не
случилось. Это здесь главное, и расположение эпизодов дополнительно
подчеркивает этот факт.
Фильм поражает технологической
продвинутостью. Первые полчаса нижняя челюсть стабильно болтается
где-то в районе коленок, а глаза просят собрать их в кучу, чтобы
уследить за фейерверком чудес, заполняющих экран.
Битва на орбите Корусанта
сделана под девизом «Ничего условного!». С одной стороны, платой за
это является небольшое мельтешение перед глазами, когда уследить за
всем, что происходит на экране, невозможно физически – если только
ты не многоглазый дроид. С другой стороны, такой масштаб действия
вызывает трепет и заставляет пересматривать фильм ещё и ещё раз –
чтобы разглядеть все эффекты сражения, развертывающегося перед
глазами.
Внутри крейсера Гривуса действие
полыхает ещё более яркими цветами. Неожиданный героизм проявляет
R2D2, устраивающий двум дроидам крематорий, – за что его потом
смешно пинают, как пустое ведро. Но настоящее визуальное пиршество
начинается в сценах дуэлей с графом Дуку и генералом Гривусом – не
один здоровенный дроид будет распилен на части, не одна конечность
отлетит от тела!
Посадка разломленного крейсера,
в которой усомнились уже все, кто только можно, на мой взгляд,
наиболее героическая и одна из лучших сцен третьей части. Вспоминая
о том, что посадить разломленное пополам судно невозможно, критики
почему-то забывают, что в «Звездных воинах» летает любое корыто, – и
полёт половины крейсера на этом фоне смотрится абсолютно достоверно.
Сюжетно настоящая звезда
третьего эпизода – канцлер Палпатин aka Дарт Сидиус. Это он крутит
здесь вся и всеми, разыгрывая такой гамбит, после которого
несчастному Анвару Эвфенди остаётся лишь убиться веником.
Поставив на одну доску джедаев и
ситхов для юного Энакина, действуя на его гордыню и абсолютную
любовь, он склоняет сомневающегося Скайуокера на свою сторону,
жертвуя учеником и союзниками и подвергая опасности себя.
Категоричная программа мер Сидиуса привлекает Энакина как
единственный оплот стабильности в этой противоречивой войне. Ясность
и простота в стремлении ко «вселенскому миру» - что ещё нужно
амбициозному джедаю, ненавидящему политику и политиков?
Развязав гражданскую войну с
сепаратистами и подбросив джедаям удобную клоническую армию, он
провоцирует их на собственный арест, а затем подавляет «мятеж против
Сената», приказом № 66 завершая войну на всех фронтах.
Из пожертвованных Сидиусом
«пешек» почему-то особенно жалко Гривуса, который не то слишком
хорошо получился, не то слишком жалобно кашлял и грустно смотрел
из-под своих металлических бровей. Наверное, он просто сильно
напоминает будущее самого Энакина, да и убит был как-то случайно – в
наступивший для Оби-Вана миг удачи.
Отдельного упоминания
заслуживают планеты Утапу и Кашиик, на которых Лукас нашёл время
показать сюжетом невостребованных, но прекрасных существ – Вуки и
неких рифлёных гуманоидов, пасти которых позавидует и «Глас Саурона»
из расширенной версии «Возвращения короля».
Вообще, визуальный ряд в фильме
великолепен. Закатное марево, на фоне которого сидит Энакин, красота
и трагедия сцены на Мустафаре, где он стоит на фоне солнца,
пробивающегося сквозь клубы дыма, – лишь два примера из череды
сочных кадров, которые впору выставлять в галерее.
Расписав светлую, «плюсовую»
сторону фильма, теперь обратимся к тёмной, которая эффект полного
охреневания от него заметно ослабляет.
На мой взгляд, уничтожение
Энакином храма джедаев немного неоправданно в части мотивации.
Вообще, все массовые убийства, совершаемые им, чтобы получить новые
способности, сильно напоминают эксперименты древних дам-маньячек,
купающихся в крови в надежде обрести молодость и т.п. Топорно и
жестоко, а о самих знаниях информации - ноль. В итоге поверхностно.
Финальная дуэль Оби-Вана с
Вейдером теряет в динамизме и напряжении из-за смешения её с дуэлью
Йоды – Дарта Сидиуса. Без купюр – это самое ключевое событие мифа
«Звездных войн», и должно было быть подано с непрерываемой помпой и
страстью. Вы можете себе представить, что схватка Ахиллеса и Гектора
в «Трое» перемежается с каким-нибудь левым поединком, пусть даже
влияющим на судьбы мира? Здоровенная доля кайфа была бы потеряна,
как потеряна она в эпизоде третьем.
Поверженного Дарта Вейдера
заковали в доспехи слишком торопливо. Человек обгорел до мяса, а
раны даже не промыли и не вылечили – сразу, как был, дымящегося,
заковали в броню! Эта поспешность портит впечатление.
Но главным разочарованием фильма
для меня стало завершение истории Энакина – финальный этап,
перетянувший его на тёмную сторону. Дарт Вейдер – мой тёмный кумир –
в итоге оказался просто мудаком, у которого в жизни было слишком
много горя.
Почему-то я рассчитывал, что
переход его на темную сторону будет сопровождаться пониманием того,
чем эта сторона лучше и разумнее. Но всё свелось в итоге к
мыльно-мексиканской трагедии.
Да, он ненавидел политиков, я
это помню. Но было также и другое в его размышлениях, что порождало
надежду на другой исход:
- Падме, система
несовершенна. Нужна система, при которой политики могут встретится,
чтобы обсудить любые вопросы, и принять правильное решение.
- Мы так и делаем! Но люди
часто не могут между собой договорится.
- Значит, нужно их заставить.
-Но это сильно напоминает
диктатуру.
- Ну и что? Зато эффективно.
Поэтому в слезливой, в общем-то,
сцене поражения в финальной дуэли Энакина как-то и не жалко. Потому
что он это заслужил, в принципе. Слишком много народа зарубил без
понимания причин.
И нет в его «вейдерстве» ничего
достойного: оказалось, что «величайшая сволочь обитаемой Вселенной»
- всего лишь несчастный человек.
Я думал, он будет занимать
первое место в моём списке тёмных героев, а он едва дотягивает до
последнего. Всё это грустно, как не скажет Оби-Ван.
Все эти сюжетные недочеты
привели к тому, что Злом в «Звездных воинах» банально стало всё
очень злое, а Добром – наоборот, доброе. Но даже со всей этой
простотой идеологии, которую вряд ли оценят даже дети, финальный
эпизод саги – картина уникальная.
Её спецэффекты и размах, воплощение фантазии одного человека на
экране без каких-либо ограничений, её герои – один ярче другого, –
всё это вызывает восторг и трепет, которые потом забыть уже просто
невозможно.
Двадцать восемь лет ожидания – и
вот мир сдвинулся, битвы отгремели, конец отыскал начало, и всё
поглотила тьма.
|