Теория вероятности
"Шесть
демонов Эмили Роуз" про безосновательную веру
Они
существуют!
Реклама M&M’s
Фильм «Шесть демонов Эмили Роуз»,
превосходно сыграв на неоднозначности, привлёк в кинотеатры и
любителей ужасов, и участников споров о религии. Нелегко сказать,
что всё-таки случилось с Эмили Роуз. Ещё менее просто определить
настоящий жанр картины.
Является ли она мистическим
триллером об экзорцизме? Да. А судебной драмой? Тем более.
В основу фильма положена
реальная история: в 1972 году при проведении обряда экзорцизма /
изгнания бесов умерла немецкая студентка, и проводивший обряд
священник оказался под судом.
Режиссёр картины Скотт Дерриксон
(написавший сценарий вместе с Полом Бордманом) сделал местом
действия современную Америку, поместив в центр внимания судебный
процесс над отцом Муром, проводившим обряд экзорцизма над Эмили Роуз.
Она жила с родителями и сёстрами в провинции, а затем уехала учиться
в городском университете, и ночью в общежитии в неё вселились демоны
(или произошёл приступ эпилепсии).
Скотт Дерриксон превосходно
играет в объективность: «играет» именно потому, что на самом деле он
уже занял определённую позицию, и задумал свой фильм, как проповедь
верующим, уже начавшим подзабывать основы своей веры.
Несмотря на невероятную попытку
сохранить нейтралитет между материализмом и верой, режиссёр всё же
кое-в-чём прокололся. Скажу только одно слово, нарушающее
превосходно разыгранный балет между мистикой и научным объяснением.
Кошки. Это никак не могло быть психической болезнью.
Нагнетая напряжение до самого
финала, сюжет с демонами в конце концов обнажает свою полную
бредовость: называя свои имена, бесы лишний раз доказывают, что в
фильме исполняют роль пугала, никакой мотивацией своё поведение не
питая. Да и мотив самопожертвования Эмили – доказать, что существует
духовный мир – воспринимается как минимум странно. Но чем ближе к
финалу, тем становится понятнее, что Скотт Дерриксон замышлял мораль
картины как нечто более глобальное, чем сюжет об экзорцизме.
Современные христиане очень
часто делают попытки подвести под своё мировоззрение материальные и
научные свидетельства: трактуют по-своему теорию Большого взрыва,
указывают на факты миротечения икон и пр. Скотт Дерриксон объясняет
своей картиной, что Бога доказать нельзя. Он напоминает с помощью
мельчайших деталей, что царствие Христа – не от мира сего, и
победить в нём верующим нет возможности. Их победа – торжество
праведности – состоится лишь на том свете, а не в суде, где
властвуют факты и доказательства.
Намёки Дерриксона понятны
знающим, что «Сатана» – это, в сущности, обвинитель; и
католик-прокурор, выстраивая стратегию обвинения на «фактах» и
показаниях врачей, как раз превращается в пособника тёмным силам. В
«Адвокате Дьявола» была замечательная реплика про то, что вся
область юрисдикции и судейства – исключительно дьявольская сфера,
ведь доказательства там строятся на фактах, на разнообразных
материальных свидетельствах. А при наличии таланта доказать можно
что угодно – и это позволяет Дьяволу властвовать в судах «из-за
спины, тайно и наоборот».
Эмили Роуз принесла себя в
жертву, чтобы доказать, что существует мир духовный. Благодаря
фильму Скотта Дерриксона стало понятно, что существует мир
христианский – и как женская логика есть особая сфера рассуждения,
так и мир этот строится по своим особым законам, начинающимся с
веры. И чтобы попасть в него, необходимо «поверить, чтобы понять»,
как заповедовал Ансельм Кентерберийский. Или использовать более
крайнюю ключевую формулу Тертуллиана «Верую потому, что абсурдно».
|