Ева
"Ядовитый
плющ" про природу жизни
Говорил апостолу апостол:
«Злой был пес – и смерть его нага,
Мерзостна…» Иисус же молвил просто:
«Зубы у него как жемчуга».
Владимир Набоков
Один из немногих и самый,
наверное, главный фильм Кэтт Ши Рубен «Ядовитый плющ» по своей
кинематографической манере принадлежит к школе Залмана Кинга и его
«Дневников Красной Туфельки». Во времена, когда я любил «Секретные
материалы», мне довелось посмотреть почти весь этот эротоманский
сериал из-за исполнителя главной роли чтеца женских дневников
Духовны-Малдера.
«Плющ» снят совершенно по той же
схеме: незамысловатая история, наполненная эротикой и психологией, в
которой камера сладострастно рисует детали обстановки – тюль, капот
автомобиля, женские ноги и т.п.
«Ядовитый плющ» -
фильм-интроверт, большая часть которого скрыта от зрительских глаз.
Сюжетно история проста до
безобразия: одинокая девушка Сильвия Купер из богатой, но несчастной
семьи, с кучей комплексов, знакомиться с бедной, но очень
привлекательной Айви, ведущей себя так раскованно, что многим она
кажется шлюхой. Айви умело использует всех вокруг себя, чтобы
соблазнить отца Сильвии и в итоге завладеть домом Куперов.
Эта простота истории – внешнее,
а содержанию я считаю «Плющ» одним из самых выдающихся фильмов,
которые я видел. Наверное, это очень субъективное ощущение: чтобы
проникнуться очарованием фильма, надо лично соприкоснуться с его
историей, узнать в ней людей из собственного прошлого…
Сумму впечатлений описать
невозможно; попробую вместо этого разложить её на составляющие.
Первая прелесть «Ядовитого
плюща» - обилие психологических деталей.
Персонажей немного, но все они –
совершенно жизненные, словно люди из соседнего двора. Мотивы их
поступков, слова и поведение выверены до мельчайших деталей: ни в
чем нет ни толики фальши.
Вторая прелесть – Дрю Бэрримор,
сыгравшая главную героиню Айви. Это её лучшая роль в кино, как я
считаю, и только благодаря ей фильм наполнен такой энергией и
эротизмом, которые потом долго не отпускают.
Бэрримор здесь – в самом
расцвете: захотела бы она – совратила бы весь мир. Её героиня –
яркое воплощение привлекательности тёмного начала:
девушка-распутница девушка-кошка, проживающая яркую и короткую
жизнь. Она всё время ходит по краю; делает то, на что у других не
хватило бы духу. И как бы закомплексованной Сильвии не хотелось
стать Айви, это ей никогда не удастся: такая жизнь – не предмет
выбора, а свойство характера; неизъяснимая отмашка судьбы.
Айви очень похожа на девушку из
другой внеморальной истории – «Истории одной девушки». Только та
была светлой в терминах Разделения, Айви же – абсолютно темная.
Та «светлая» девушка
реализовалась и жила в свое удовольствие, принося окружающим
сплошное счастье и восторги. Айви же реализоваться не удалось – и
где-то внутри себя она решила, что «убьёт, украдет – но голодать не
будет» (С) Скарлетт О-Хара.
Айви отбирает у жизни всё то,
что, по её мнению, жизнь недодала ей – всё, чего «она достойна».
Этот лейтмотив – краткости
момента, невозможности ждать «лучших времен» - красная нить картины.
Эротичная Айви – средоточение
жизни, самая её сердцевина. Если увидеть всё так, естественным
образом отпадает вопрос об истоках зла в этом мире: «Ядовитый плющ»
- фильм о том, что природа самой жизни неизбежно обрекает её на зло.
|